Вильгельм Вундт (1832-1920) психолог
Вильгельм Вундт (1832-1920) психолог
- 17.05.2023
- Сообщение от: Денис Семенов
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Вильгельм Вундт родился 16 августа 1832 года в семье лютеранского священника в городе Баден в Германии. На протяжении года Вундт изучал медицину в Тюбингенском университете, но его академические достижения оставляли желать лучшего. После смерти отца Вундт поступил в Гейдельбергский университет, где он достиг больших успехов в учебе, и в 1855 году он получил степень доктора медицины. После выпуска Вундт продолжил обучение в Берлинском университете.
В 1857 году Вундт занял должность лектора в Гейдельбергском университете, где он также был лабораторным ассистентом у физиолога Германа Гельмгольца. Вундт начал читать свой первый научный курс психологии в 1862 году. В том же году он представил собственную дисциплину под названием “экспериментальная психология” в своей работе “Статьи по теории чувственного восприятия”. В 1864 году Вундт продвинулся по карьерной лестнице до должности старшего преподавателя (доцента) физиологии, и тогда же он начал исследовать нейропсихологию.
В 1874 году была опубликована книга Вундта “Основы физиологической психологии”, в которой он расширил рамки своей первой теории экспериментальной психологии. В 1875 году Вундт занял должность профессора философии в Лейпцигском университете, а в 1881 году он основал первый журнал о психологических исследованиях под названием “Философские исследования”. Он был плодовитым автором и опубликовал множество статей и книг, а его книга “Основы физиологической психологии” считается классикой в этой области.
ВКЛАД В ПСИХОЛОГИЮ
Основным вкладом Вундта в развитие психологии стало то, что он дал толчок к рассмотрению этой области как отдельной дисциплины. До работ Вундта психологию обычно рассматривали как часть медицины или наук о жизни. Вундт основал первую психологическую исследовательскую лабораторию в Лейпцигском университете, и это событие обозначило переход психологии в разряд отдельных, чётко очерченных дисциплин. Он создавал все условия для того чтобы психология всегда оставалась научной, и для этого он часто тестировал психологические теории с помощью детализированных экспериментов, уникальных в своём роде.
Вундт утверждал, что основной целью психологии должен быть анализ человеческого сознания и формирование более полного и глубокого понимания всех этих процессов. Он создал экспериментальную психологическую лабораторию для исследования духовных теорий, изучения ненормальных моделей поведения и выделения чётких границ специфических психических расстройств. Лаборатория Вундта проложила путь к принятию психологии как отдельной науки, имеющей чёткие рамки и границы, и она стала моделью для других психологических лабораторий, создаваемых по всему миру. К началу 20-го века в разных странах появилось более сотни похожих лабораторий.
Вундт также интересовался лингвистикой и внутренними механизмами работы человеческого мозга. Он создал оптическую иллюзию, которая на данный момент известна как Иллюзия Вундта. В этой иллюзии две прямые размещены перед совокупностью других линий, изгибающихся углами – и наблюдателю кажется, что эти прямые тоже изгибаются.
Вундт был наставником и научным руководителем более чем у ста выпускников факультета психологии, и некоторые из них впоследствии стали выдающимися психологами – среди них Оттмар Диттрих, Джеймс Маккин Кеттел, Г. Стэнли Холл, Уолтер Дилл Скотт и Чарлз Спирмен. После смерти Вундта многие из его студентов начали применять его подход в рамках холистической психологии, потому что Вундт подчёркивал важность проведения инновационных экспериментов и опробования нескольких разных подходов в процессе разгадывания психологических загадок. Американская психологическая ассоциация особо отметила значительный вклад Вундта и Уильяма Джеймса (основателя американской психологии) в развитие этой области знаний, учредив “Награду им. Вильгельма Вундта и Уильяма Джеймса за выдающийся вклад в развитие Транс-Атлантической психологии”.