Виктор Франкл (1905-1997) психиатр
Виктор Франкл (1905-1997) психиатр
- 17.05.2023
- Сообщение от: Денис Семенов
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Виктор Эмиль Франкл родился 26 марта 1905 года в Вене, в Австрии. Он получил степени доктора медицины и доктора философии в Венском университете, в котором он изучал психиатрию и неврологию, концентрируясь на таких областях, как суицид и депрессия. Ему было чуть больше 30, и он был студентом медицинского факультета, когда он начал консультировать учащихся старших классов и студентов университета, и благодаря его консультациям самоубийства в этой среде практически прекратились. После таких успехов ему предложили возглавить отделение предотвращения самоубийств при Общем госпитале в Вене. За четыре года работы в этом учреждении Франкл успел поработать с тысячами пациентов, после чего он возглавил неврологическое отделение в Больнице Ротшильда – одном из немногих медицинских учреждений, в которых евреям разрешалось практиковать медицину в те годы.
В 1942 году Франкл и его родители, жена и брат были арестованы и отправлены в концентрационный лагерь Терезиенштадт. Отец Франкла умер через шесть месяцев. За три года Франкл побывал в четырех концентрационных лагерях, включая Освенцим, где его брат умер, а его мать была убита. Жена Франкла умерла в Берген-Бельзене. Франкл узнал о смерти всех своих близких родственников в 1945 году, после освобождения узников лагеря, в котором он находился на тот момент. В живых осталась только его сестра, которая эмигрировала в Австралию. В лагерях Франкл пытался бороться с отчаянием и унынием, которые он наблюдал у других узников, вместе с компанией единомышленников. Группа энтузиастов, включающая Франкла, прилагала все усилия для предотвращения самоубийств среди заключённых с серьёзной депрессией, воодушевляя их на возрождение позитивных воспоминаний, воображение позитивных сценариев и концентрацию на позитивных мыслях.
Франкл использовал свой опыт пребывания в лагерях для создания теории логотерапии, которую иногда называют “Третьей Венской школой психотерапии” – Франкл выступил со своими наработками третьим, после Зигмунда Фрейда и Альфреда Адлера. Франкл верил в то, что даже в самых ужасающих условиях, в эпицентре жестокости и бесчеловечности жизнь все же имеет смысл и значение, и у страданий тоже есть определённая цель. Франкл считал, что человек может убежать от экстремальных физических обстоятельств через свою духовную сущность, которая помогает выжить даже в самых невыносимых условиях. Он верил в то, что духовная сущность не поддается воздействию внешних сил. На протяжении большей части своей карьеры после лагерей Франкл изучал экзистенциальные терапевтические методики.
В своей книге “Человек в поисках смысла” – новаторском произведении, которое стало настоящим прорывом – Франкл в деталях описал свой опыт выживания в лагерях и изложил перспективы, которые помогли ему пережить это испытание. С 1948 по 1990 год он занимал должность профессора неврологии и психиатрии в Венском университете, и он возглавлял неврологическое отделение Венского поликлинического госпиталя с 1946 по 1970 год. За годы своей карьеры Франкл опубликовал множество книг, он получил десятки почётных учёных степеней, он читал лекции по всему миру и работал в качестве приглашённого профессора в нескольких университетах, включая Гарвард, Южный методистсткий университет и Университет Дюкейн.
ВКЛАД В ПСИХОЛОГИЮ
Книга Франкла “Человек в поисках смысла” считается одной из самых важных и самых вдохновляющих книг 20-го века, и ее буквально разбирают на цитаты. В этой книге он описал три фазы адаптации к жизни в концентрационном лагере:
- Шок или отрицание на начальных этапах
- Апатия по отношению к остальным
- Деперсонализация, моральная деформация и крушение иллюзий по поводу выживания, приносящее разочарование
Франкл утверждает, что поиск смысла в повседневном существовании позволяет избежать горечи и апатии, которая очень часто становится следствием пыток, тюремного заключения и продолжительного травмирующего воздействия. Он поощряет людей, которые находятся в эпицентре травмирующего переживания, постоянно думать о людях, которых им не хотелось бы разочаровать (например, о членах семьи, которые находятся далеко, или которых больше нет на свете), и представлять себе то впечатление, которое они хотели бы произвести на своих близких. Франкл верит в то, что человек может найти смысл и значение в проявлении креативности, в работе, в человеческом взаимодействии и даже в своей реакции на неизбежные страдания.
Логотерапия Франкла основана на концепции “воли к смыслу”, созданной Сёреном Кьеркегором. Франкл обращается к философии Кьеркегора, утверждая, что основной движущей силой в человеческой жизни является поиск смысла и значения – а не тяга к сексу или наслаждению, как говорится в теории Фрейда, и не стремление к силе и власти, как утверждали Ницше и Адлер. Логотерапия представляет собой специфическую форму экзистенциальной терапии, которая делает особый акцент на способности человека найти смысл во всем, что он делает.