Терапия реальностью
Терапия реальностью
- 12.06.2022
- Сообщение от: Денис Семенов
>Терапия реальностью основана на идее о том, что все человеческие проблемы становятся следствием отсутствия удовлетворения одной или нескольких из пяти базовых человеческих потребностей, а также на вере в то, что человек может контролировать только свое собственное поведение. Глассер считал, что осознание этого факта и решительное стремление изменить собственное поведение (вместо того чтобы пытаться изменить действия другого человека) позволяет нам стать куда более успешными в достижении собственных целей и воплощении своих желаний в реальность.
ПОНИМАНИЕ СУТИ ТЕРАПИИ РЕАЛЬНОСТЬЮ
Терапия реальностью концентрируется на текущих проблемах, которые в данный момент влияют на человека, ищущего лечение – а не на тех проблемах, которые он переживал в прошлом. Этот подход можно использовать для проработки любых моделей поведения, которые могут мешать человеку в поиске эффективного решения текущих проблем. Терапия реальностью нацелена на решение проблем, и в ее основе лежит идея о том, что расстройство и душевные страдания обусловлены отсутствием удовлетворения базовых психологических потребностей – таких, как:
- Потребность в осознании своей силы и власти: каждому человеку необходимо чувствовать себя победителем, осознавать собственные достижения и ощущать собственную ценность.
- Потребность в любви и принадлежности: каждому человеку необходимо ощущение принадлежности к семье или определенному сообществу, а также наличие связанности с другими людьми.
- Потребность в свободе: каждому человеку необходима самостоятельность и независимость, а также наличие автономии и личного пространства.
- Потребность в радости и веселье: каждому человеку необходима возможность получать удовольствие и удовлетворение от жизни, ощущать радость и наслаждаться весельем.
- Потребность в условиях для выживания: каждому человеку необходимы такие базовые вещи и условия, как еда, убежище, безопасная среда и удовлетворение от сексуальной самореализации.
Центральной концепцией этой терапевтической методики является идея о том, что каждый человек постоянно стремится к удовлетворению этих базовых потребностей. Когда клиент жалуется на плохое самочувствие и неприятные эмоции, терапевт, специализирующийся на этом подходе, поддерживает это ощущение, помогая человеку выявить ту потребность или потребности, которая не получает удовлетворения в его жизни на данный момент. По ходу терапевтического процесса клиент расширяет и углубляет осознание любых негативных мыслей и действий, которые, возможно, не дают ему удовлетворить определенные потребности. Согласно принципам терапии реальностью, корректировка собственных моделей поведения может позитивно повлиять не только на общее самочувствие и эмоциональное состояние человека, но и на его способность осуществлять свои желания. В идеале эти изменения происходят в ходе применения теории выбора, разработанной Глассером, в которой используются вопросы вида: “Что вы делаете/Что вы можете сделать для того чтобы достичь своих целей?”.
ОБЗОР ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Для начала терапевт уводит внимание пациента прочь от его прошлых моделей поведения, помогая ему сконцентрироваться на том, что происходит в настоящем моменте. Основной акцент делается на текущих потребностях, потому что они могут быть удовлетворены. Терапевты, специализирующиеся на этом подходе, также не склонны концентрироваться на симптомах, проявляющихся у клиента, потому что Глассер верил в то, что симптомы психического расстройства являются прямым следствием разрыва связи с другими людьми.
Как правило, люди, обращающиеся к терапии реальностью, имеют специфическую проблему или повод для тревог, и терапевт может попросить клиента рассмотреть влияние его собственного поведения на эту сферу его жизни, помогая ему сконцентрироваться на тех вещах, которые действительно можно изменить – а не на том, что выходит за рамки его контроля. Центральным объектом концентрации терапии реальностью становятся те моменты, на которые человек может повлиять. После обретения полного понимания своих потребностей и желаний пациент совместно с терапевтом может приступить к разработке плана их удовлетворения. При этом специалист помогает клиенту воздерживаться от вынесения каких-то суждений или обвинения других людей и обстоятельств и мягко направляет его на пути к изменениям с искренней верой в то, что каждый человек способен меняться, производить реструктуризацию собственного сознания и усиливать связи с другими людьми.
РОЛЬ ТЕРАПЕВТА В ТЕРАПИИ РЕАЛЬНОСТЬЮ
Так как терапевт, применяющий этот подход, стремится помочь индивидууму, имеющему проблемы и трудности в отношениях с другими людьми, налаживание связи между терапевтом и клиентом является очень важным первым шагом в терапии реальностью. Специалисты подчеркивают критическую важность этой динамики в плане активизации и поддержания процесса исцеления. Как только эти отношения становятся стабильными, они могут использоваться в качестве модели для формирования полноценных отношений, приносящих удовлетворение, за рамками терапевтического процесса.
Клиенты могут освоить самые лучшие способы налаживания и укрепления отношений за рамками терапии в «безопасной» атмосфере терапевтических отношений – в такой среде им гораздо проще закрепить все эти знания и понять, как именно они могут использовать их в своей повседневной жизни. Благодаря успешному применению всех моделей, действий и методик, освоенных в ходе терапии, в реальной жизни человек обретает способность менять свои отношения к лучшему, и он также начинает получать гораздо больше удовольствия от полноценной жизни, дарующей ему удовлетворение от самореализации.
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕРАПИИ РЕАЛЬНОСТЬЮ
Терапия реальностью считается эффективной терапевтической стратегий для проработки многих проблем, однако она может оказаться особенно ценной и полезной в разрешении трудностей, с которыми дети и молодые взрослые сталкиваются в учебных заведениях и в рамках сообщества в целом.
Результаты проведенных исследований указывают на значительные изменения к лучшему в функционировании в рамках учебного процесса, а также об усилении склонности к сотрудничеству. К тому же количество непростых и проблемных моделей поведения среди учащихся значительно снизилось после того, как учителя и школьные консультанты проходили обучение основам терапии реальности и начинали применять ее на практике. Кроме того, в ходе исследований выяснилось, что терапия реальностью оказывается очень полезной, когда она применяется для проработки проблем, имеющих поведенческие компоненты – включая подростковую беременность. В перспективе, используемой в терапии реальностью, человек должен брать на себя ответственность за собственное поведение – только в этом случае он сможет измениться и что-то изменить в своей жизни, – и поэтому эта методика отлично подходит в таких случаях.
Также выяснилось, что терапия реальностью может оказаться полезной и для других слоев населения – например, когда ее принципы интегрируют в тренировочный процесс и программы подготовки спортсменов, или когда она используется в ходе работы с несовершеннолетними правонарушителями. В обоих случаях эта методика облегчает достижение поведенческих изменений. Эти принципы могут помочь в борьбе с нетерпимостью и невежеством, помогая наводить мосты между разными группами через просвещение и достижение равенства – и их использование часто даёт результат в виде усиления сплочённости и формирования единства.
ПРОБЛЕМЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ ТЕРАПИИ РЕАЛЬНОСТЬЮ
Имеющиеся данные говорят о том, что терапия реальностью даёт позитивные результаты при ее применении в системе образования для работы с проблемными моделями поведения. Однако на данный момент проведено не так уж и много исследований долгосрочной эффективности этой методики при работе со школьниками. К тому же эти исследования являются ограниченными – им недостает экспериментального контроля в плане объема выборки, должной тренировки учителей и вопросов, касающихся добровольности участия.
Выяснилось, что терапия реальностью снижает степень проявления проблемных и неподобающих моделей поведения в целевых группах в школах, и все же имеющиеся данные являются ограниченными в том, что они не отражают влияние этого подхода на персональный опыт молодежи, самооценку молодых людей и их представления о самих себе. Эти открытия позволяют сделать предположение о том, что терапия реальностью является куда более эффективной в проработке симптоматических поведенческих проблем как таковых – но не причин их появления или обстоятельств, стимулирующих их реализацию.