Терапевтический тупик это
Терапевтический тупик это
- 17.05.2023
- Сообщение от: Денис Семенов
ПРИМЕРЫ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ТУПИКОВ
“Терапевтический тупик” — это общий термин, охватывающий довольной широкий спектр разнообразных ситуаций. И единственным аспектом, объединяющим все эти ситуации, является то, что они стопорят процесс лечения или замедляют его, и они также могут породить конфликт между терапевтом и клиентом.
И вот несколько примеров:
- Клиент начинает проявлять сопротивление в ходе исследования эмоций или переживаний, которые заставляют его чувствовать себя особенно уязвимым, и это сопротивление может стать настолько сильным, что человек не желает признавать или исследовать своё нежелание.
- Между терапевтом и клиентом возникают разногласия по поводу правильного способа разрешения конфликта.
- Между терапевтом и клиентом возникают чувства сексуального характера, которые остаются неразрешёнными.
- Терапевт и клиент выстраивают нездоровые отношения.
- Терапевтическое вмешательство оказывается безуспешным, или выясняется, что терапевтический подход был выбран неправильно.
Терапевтический тупик не обязательно является окончательным и ставит точку в терапевтическом процессе. Терапевтам вместе с клиентами часто удаётся успешно проработать тупиковую ситуацию и решить проблему. В некоторых случаях проработка терапевтического тупика становится очень важным аспектом терапии, потому что она может повысить уровень доверия клиента и усилить ощущение безопасности внутри терапевтических отношений.
РОЛЬ ТЕРАПЕВТА
Терапевт может зайти в тупик, когда у него “заканчиваются” навыки и умения, необходимые для решения специфической проблемы данного конкретного клиента, либо если используемый им терапевтический подход не срабатывает для этого человека, либо когда клиент категорически отказывается признавать или обсуждать определённую проблему.
В своей критике эксперты в области психического здоровья часто указывают на то, что многие терапевты склонны к патологизации терапевтических тупиков – то есть они рассматривают такие ситуации как что-то “плохое” и вредоносное. Терапевт может обвинять клиента в создании тупиковой ситуации, и он может считать этот тупик результатом психического состояния клиента. Например, терапевт может верить в то, что причиной злости клиентки является её депрессия, а не что-то, что сказал или сделал он сам. Терапевтам необходимо исследовать терапевтические тупики с максимально возможной объективностью, и довольно часто они консультируются со своими наставниками или с более опытными клиническими специалистами по поводу разрешения подобных ситуаций. Также существует множество статей, книг и тренингов, разъясняющих различные стратегии разрешения терапевтического тупика и избегания подобных ситуаций.
РОЛЬ КЛИЕНТА
Клиент может зайти в терапевтический тупик при возникновении разногласий с терапевтом по поводу терапевтического процесса, когда ему не удаётся достичь желаемого прогресса, когда ему кажется, что терапевт не является достаточно компетентным для удовлетворения его потребностям, или по каким-то другим причинам. И при этом очень важно осознавать то, что было бы несправедливо возлагать всю “вину” за терапевтический тупик на одного определённого человека – на самом деле это не так. Терапевтический тупик может поспособствовать улучшению терапевтических отношений между клиентом и терапевтом и налаживанию более эффективного и успешного взаимодействия, либо его результатом станет завершение терапии – и за такими ситуациями могут также последовать какие-то другие, промежуточные варианты между этими двумя крайностями.