Психология развития это
Психология развития это
- 04.11.2022
- Сообщение от: Денис Семенов
>Психологи, специализирующиеся на этой области знаний, могут работать в школах, больницах или учреждениях для совместного проживания. Они также могут преподавать или заниматься исследовательской работой в ВУЗах, или работать в каких-то правительственных институтах и государственных учреждениях. Люди, которые ищут решения проблем, связанных с процессом развития, могут обратиться к профессионалам, имеющим образование и опыт работы в области психологии развития.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ
На протяжении жизни с человеком происходит целый ряд физических, когнитивных, социальных, интеллектуальных и эмоциональных изменений, и именно они являются основным предметом изучения психологии развития. Все эти перемены объясняются в терминах последовательного прохождения определённых этапов.
Одна из этих теорий рассматривает первые этапы жизни человека, и создатель этой теории – Жан Пиаже – считается одной из самых важных фигур в психологии развития. Пиаже верил в то, что все люди без исключения в ранние годы своей жизни проходят 4 стадии развития, и человек может перейти на следующий этап только после того, как он достигнет целей текущей стадии. Его теория широко применяется при составлении учебных планов в образовательных учреждениях.
- Период сенсомоторного интеллекта охватывает первые два года жизни ребенка. На этом этапе дети изучают физический мир и всячески экспериментируют с ним. Самой важной целью на этой стадии является обретение понимания постоянства объектов и развитие языковых навыков и умений.
- Период дооперационных представлений обычно продолжается до достижения возраста 7 лет. На этом этапе дети учатся использовать символическое мышление и углубляют свое понимание самых разных понятий и концепций.
- Дети в возрасте от 7 до 12 лет обычно проходят период конкретных операций – на этой стадии они демонстрируют логику и развивают свои способности к рассуждениям и аргументации.
- Последняя, четвертая стадия – период формальных операций – обычно начинается примерно в 11 лет и продолжается вплоть до достижения взрослого возраста. Этот этап характеризуется формированием понимания абстрактных понятий и концепций.
Эрик Эриксон интересовался как индивидуальным развитием (формирование и развитие самоощущения и осознания собственной сущности), так и развитием социальной/культурной идентичности человека (роли, которые человек играет внутри своей семьи и сообщества). Он стал еще одной выдающейся фигурой в области психологии развития. Его теория тоже предполагает наличие последовательных этапов, и он считал, что каждый человек в течение жизни проходит через восемь стадий развития.
- На начальном этапе самым главным вопросом считается “доверие или недоверие” – и если родителей и опекунов по праву можно назвать надёжными и последовательными, у младенца обычно формируется ощущение доверия и уверенности.
- На стадии “самостоятельность или нерешительность” (от 1 до 3 лет) у детей обычно формируются различные навыки и умения, необходимые в жизни, и они учатся отличать правильное от неправильного.
- Для стадии “инициатива или чувство вины” (от 3 до 5 лет) характерно подражание взрослым и активное изучение окружающего мира через игру. Конфликты с родителями обычно разрешаются через процесс идентификации.
- На стадии “умелость или неполноценность” (от 6 до 12 лет), которая также называется “латентной стадией”, социум играет особо важную роль. Если ребёнок чувствует себя неадекватным или неполноценным на фоне сверстников, или ему весьма непросто обрести ощущение собственной компетентности, у него могут возникнуть проблемы с самооценкой.
- В подростковом возрасте (12 – 18 лет) главной темой является “идентификация личности или спутанность ролей”. На этом этапе развитие человека зависит в основном от его собственных действий, и от того, как именно он будет открывать для себя собственную идентичность и выражать её.
- На стадии “интимность или изоляция” (от 18 до 34 лет) у людей обычно возникает желание завести близкие и интимные отношения, они настроены на поддержание длительных связей с друзьями и романтическими партнёрами.
- Стадия “продуктивность или инертность” (“генеративность или поглощённость самим собой”) (от 35 до 55/65 лет) чаще всего характеризуется увлечённостью работой, построением карьеры или семьёй. Некоторым индивидуумам может быть весьма непросто сохранить ощущение цели и смысла при прохождении таких переходных этапов, как выход на пенсию или отъезд взрослых детей из дома.
- На последней стадии – “интеграция или отчаяние” (от 55/65 лет до конца жизни) – люди склонны анализировать свою жизнь и размышлять о том, что они сделали, и они также начинают смиряться со своей смертностью. Когда человек оглядывается на прожитые годы, у него может появиться ощущение интеграции, целостности и довольства, однако некоторые индивидуумы могут “застрять” в определённых переживаниях и неудачах и впасть в отчаяние.
Лев Выготский и Альберт Бандура тоже внесли значимый вклад в развитие этой области знаний. Выготский разработал теорию социального контекста, согласно которой ребенок активно учится у своих родителей или опекунов, учителей, воспитателей и сверстников. То есть культура, в которой родился и воспитывался человек, оказывает значительное влияние на его развитие.
Теория социального обучения Бандуры представляет собой самый современный вклад в развитие этого вида психологии. Согласно этой теории, люди учатся, когда они становятся свидетелями действий и поступков других людей. Этот принцип был продемонстрирован в ходе исследования, известного как “эксперимент с куклой Бобо”. У детей, которые наблюдали за тем, как другой человек нападает на надувную куклу, впоследствии проявлялась склонность атаковать эту куклу без какого-либо внешнего подстрекательства – то есть дети склонны к подражанию, и они часто повторяют то, что видят вокруг. Эта теория оказала значительное влияние на западное общество, и она использовалась для анализа криминального поведения.
ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ
Психология развития рассматривает множество факторов, влияющих на человеческое развитие. Психологи уже давно задавались вопросом: что важнее – природа или воспитание? Большинство теоретиков соглашаются с тем, что развитие отдельного индивидуума находится под влиянием как биологических факторов, так и особенностей окружающей среды, – и все же до сих пор существует некоторое несогласие и противоречия по поводу вклада каждого из этих аспектов. Глубинное исследование различных аспектов человеческого поведения может расширить и углубить понимание этих моментов.
Исследователи также изучают суть процесса развития и пытаются выяснить, является ли он постоянным и непрерывным, или он представляет собой последовательность отдельных этапов, различающихся по качеству. Также специалисты хотят узнать, различается ли процесс развития в разных культурах, и как разные теории развития связаны между собой. Понимание всех этих моментов позволит выстроить самое подробное и детальное объяснение процесса человеческого развития. Пока что ни одна из теорий развития не была принята в качестве всестороннего и исчерпывающего объяснения.
Одним из самых важных аспектов психологии развития, который изучался особенно тщательно, является когнитивное развитие – которое определяет, как именно учится тот или иной человек. Теоретики, занимающиеся исследованием человеческого поведения, считают, что люди по большому счету отличаются пассивностью, и факторы окружающей среды влияют на формирование личности через оперантное и классическое обусловливание. С другой стороны, теория социального обучения, исследующая модели имитации и повторения за другими, утверждает, что человек учится через наблюдение – он моделирует своё поведение, повторяя за фигурами, наделёнными властью и авторитетом в его глазах, и за другими влиятельными людьми, присутствующими в его жизни.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ В ТЕРАПИИ
Исследования в области психологии развития дали нам понимание того, как мы движемся вперёд по пути развития, достигая все большего прогресса в этом плане. Эта область знаний уделяет особое внимание описанию и проработке основных, базовых вех и этапов, которые люди чаще всего проходят в определенном возрасте. Если человек к определенному возрасту не имеет ожидаемых достижений, специалист в области психологии развития может оценить ситуацию и разработать стратегию терапевтического вмешательства, которая поможет этому человеку продолжить движение по пути развитие с прохождением всех типичных базовых этапов.
Помощь профессионалов, разбирающихся в концепциях и принципах психологии развития, позволяет людям расширить понимание того, чего они могут ожидать в любой отдельно взятый период жизни. Например, теория развития Эриксона описывает типичные/ожидаемые результаты и трудности, которые с высокой долей вероятности могут возникнуть на каждом этапе развития. И люди, имеющие представление об этих стадиях и этапах, могут обнаружить, что эти знания оказываются очень полезными для них по мере того, как они сами, их дети или другие члены семьи переживают переходный период или проходят какой-то другой важный жизненный этап.
Теоретические выкладки психологии развития также могут помочь в понимании и лечении различных нарушений и отклонений в развитии.
ПРОБЛЕМЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ
Многие из теоретических понятий и концепций психологии развития подверглись внимательному и дотошному изучению, и на данный момент они получили широкое принятие. Однако довольно жесткие рамки этапов развития подвергались критике, потому что модели, предполагающие переход на следующую стадию в определенном возрасте, могут не уделять должного внимания индивидуальным различиям. Некоторые дети, развивающиеся совершенно нормально, могут переходить на следующий этап до достижения минимального возраста, обозначенного как начало этой стадии, а в некоторых других случаях этот переход может откладываться.
Психологию развития также критикуют за ее детерминизм. Специалисты в области психологии развития верят в то, что переживания из ранних лет жизни оказывают значительное влияние на формирование личности и характера, и это убеждение может в каком-то смысле преуменьшать роль выбора и свободы воли.
Еще один момент, заслуживающий внимания, заключается в том, что большая часть исследований в этой области проводится на детях. Дети в силу возраста могут не получить полного и адекватного понимания задач исследования, они быстро начинают скучать, и они с легкостью поддаются стороннему влиянию в ходе эксперимента. Именно поэтому некоторые специалисты считают, что результаты этих исследований могут быть неточными, и они не всегда в полной мере отражают истинные способности ребенка.