Психодрама
Психодрама
- 25.07.2022
- Сообщение от: Денис Семенов
>Этот подход подразумевает использование ролевых игр и делает акцент на групповой динамике, которая становится средством, позволяющим увидеть более полную картину, расширяя и углубляя понимание своих эмоциональных проблем, конфликтов или каких-то других трудностей. Причём пациенты могут сделать все это в атмосфере безопасности, сопереживания и доверия.
Психодрама не только улучшает эмоциональное самочувствие, но и способствует совершенствованию и развитию когнитивных и поведенческих навыков и умений.
ИСТОРИЯ И РАЗВИТИЕ ПСИХОДРАМЫ
Якоб Морено – психиатр, практиковавший в 20-том веке, – разработал методику психодрамы в начале 1900-тых годов, и первый сеанс психодрамы состоялся в 1921 году. Морено признавал важность групповой терапевтический работы, и он также интересовался философией, театром и мистицизмом, и психодрама стала производным этого широкого круга идей и интересов. В конце 1930-тых годов он основал Больницу Бикон, которая стала терапевтическим театром для практического применения психодрамы – там она использовалась как составная часть более широкой программы лечения. В 1942 году он организовал Американское общество групповой психотерапии и психодрамы. После его смерти в 1974 году его жена Зерка продолжила обучать всех желающих применению этого подхода, и она провела множество выездных семинаров и практических тренингов.
К другим значимым фигурам в этой области относится Мартин Хаскелл, который работал с Морено в 50-тых годах и стал одним из первопроходцев в применении этого подхода, а также Эя Фечнин Бранхэм, тренер с Юго-Запада, Анн Анселин Шутценбергер, которая продвигала этот подход сначала во Франции, а потом по всей Европе, Гретель Лейтц, которая стала первым специалистом по психодраме в Европе, и Марсия Карп, которая была первопроходцем в области применения психодрамы в Великобритании.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ЦЕЛИ ПСИХОДРАМЫ
Морено описывает психодраму как «научное исследование истины через драматическую игру». Этот подход основан на принципе спонтанного проявления креативности, и в нем сочетаются идеи социометрии, теории ролей и изучения групповой динамики, которые используются для пробуждения когнитивных, эмоциональных и поведенческих реакций у человека, проходящего лечение, и помогают ему увидеть новую перспективу, расширяя и углубляя его понимание ролей, которые он играет в своей жизни, способов взаимодействия с окружающими, а также моментов, которые могут создавать проблемы и трудности или ограничения в процессе совершения необходимых изменений.
Психодрама часто помогает людям развить и усовершенствовать свои языковые и речевые навыки и умения и расширить свою систему взглядов и представлений в ходе применения техник, подразумевающих действие и позволяющих им исследовать события из своего прошлого, настоящего и будущего. Психодрама позволяет клиенту увидеть самого себя и свою ситуацию со стороны, и в безопасной атмосфере сеанса человек может исследовать новые варианты разрешения имеющихся проблем и трудностей. И здесь совершенно не важно, какой именно является причина их появления – внешней или обусловленной влиянием прошлого.
ТЕХНИКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПСИХОДРАМЕ
Сеансы психодрамы зачастую проводятся один раз в неделю, и они представляют собой работу в группе, которая обычно состоит из 8-12 участников. Сеанс продолжается от 90 минут до 2 часов. Каждый сеанс психодрамы концентрируется на проработке ситуации из жизни одного участника, и при необходимости другие члены группы исполняют определённые роли.
Сеанс обычно состоит из трех этапов, и это – фаза разминки (или «разогрева»), фаза действия и фаза обмена опытом. Ролевые игры и драматические представления позволяют главному герою и остальным участникам обрести понимание проблем из прошлого, трудностей, присутствующих в настоящем моменте, и будущих возможностей.
Цель фазы разминки (или «разогрева») – формирование сплоченности в группе, обретение ощущения единства и достижение определенной степени доверия, а также создание безопасной атмосферы для всех участников. При отсутствии доверия члены группы не смогут почувствовать себя достаточно комфортно для применения методик, подразумевающих действие, и исследования обнаруженных проблем и конфликтов. На этом этапе часто используется ролевая презентация, при которой каждый участник играет определенную роль для того чтоб представиться. В психодраме участники процесса часто выражают в действиях жизненные роли других членов группы, и поэтому эта техника очень важна и полезна – она формирует определенное представление о каждом члене группы и позволяет участникам лучше понять друг друга. В процессе знакомства один из участников может добровольно взять на себя роль главного героя психодрамы (или основного объекта концентрации на этом сеансе).
На следующем этапе, который называется фазой действия, главный герой с помощью терапевта проигрывает сценарий, основанный на значимых событиях из его жизни в настоящем моменте. Терапевт играет роль режиссера, задавая направление терапевтическому процессу и руководя этим действом, а другие члены группы играют роли вспомогательных эго – или других людей, присутствующих в жизни главного героя. Остальные члены группы становятся зрителями.
Чаще всего на этом этапе используются следующие техники:
- Смена ролей: главный герой выходит из собственной роли и воплощает в действиях роль значимого человека из своей жизни. Драматическая игра может помочь главному герою лучше понять роль этого другого человека, а режиссер (терапевт) может понаблюдать за динамикой этих отношений. Все это также позволяет главному герою развить и усовершенствовать свои способности к выражению эмпатии.
- Отзеркаливание: главный герой становится наблюдателем, а вспомогательные эго берут на себя роль главного героя, выражая в действиях эту ситуацию или событие – то есть главный герой может посмотреть на себя со стороны. Эта техника может оказаться особенно полезной в тех случаях, когда главный герой испытывает экстремальные негативные чувства, или когда он отстраняется от чувств и эмоций, связанных с этим сценарием.
- Дублирование: один из членов группы имитирует движения и модели поведения главного героя, выражая вслух любые чувства и эмоции, которые, по его мнению, присутствуют у главного героя в эти моменты. Эта техника может использоваться для формирования эмпатии по отношению к главному герою или как средство, позволяющее в конструктивной манере поставить под сомнение какие-то его действия или определённые аспекты ситуации.
- Монолог: главный герой делится с аудиторией мыслями и чувствами, присутствующими внутри него. Он может сделать это по просьбе режиссёра (терапевта) или в ходе разговора со своим дублером.
На этапе обмена опытом происходит совместное обсуждение, и режиссер вновь переключается на роль терапевта для того чтобы активизировать и облегчить переработку представленного сценария. Выявление и проработка чувств и эмоций, выявленных в ходе представления, считается очень важной и обязательной частью процесса, которая необходима для запуска трансформации. На этапе обмена опытом группе дается время для обсуждения представления, которое проигрывалось на этапе действия. Зрители могут обсудить самые разные темы, включая свои выводы о том, как именно определённые мысли или чувства могут влиять на модели взаимодействия с другими людьми, используемые главным героем.
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПСИХОДРАМЫ
Выяснилось, что психодрама оказывается очень полезной в деле высвобождения и выражения сильных чувств и эмоций. И этот подход также дал полезные преимущества тем людям, которые хотят научиться сдерживаться свои чувства. Эта методика делает акцент не только на действиях и телесных выражениях – она также концентрируется на мыслях и эмоциях, и поэтому ее можно рассматривать как холистический, комплексный подход, который может оказаться эффективным для проработки целого ряда различных проблем и поводов для тревог. Психодрама подходит для проработки проблем в отношениях, трудностей на уровне социального и эмоционального функционирования, последствий травмы или непроработанной тяжелой утраты, а также для работы с людьми, которые имеют различные зависимости.
Психодрама может дать полезные преимущества людям с расстройствами личности, расстройствами настроения и расстройствами пищевого поведения, а также индивидуумам, имеющим проблемы с собственной идентичностью и/или негативным образом самого себя, потому что эта методика предоставляет оптимальные условия для безопасного выражения проблем и душевных страданий в ходе коммуникации.
Результаты одного из исследований показали, что психодрама дает эффект при работе с девочками среднего школьного возраста, которые страдают от последствий пережитой травмы. Участницы сообщали о том, что после прохождения 20-недельного курса психодрамы, подразумевающего работу в группе, они испытывали меньше беспокойства, тревожности, подавленности и других симптомов депрессии.
ПРОБЛЕМЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ
Терапевты, специализирующиеся на психодраме, обычно сообщают своим клиентам о том, что эффективность этой практики подкреплена только неподтверждёнными данными – здесь мы можем опираться лишь на субъективные впечатления участников процесса, которые, по их слова, пережили трансформацию. На сегодняшний день проведено не так уж и много эмпирических исследований эффективности этой методики. За последнее десятилетие произошел значительный сдвиг, и у нас появилось гораздо больше отчетов об исследованиях, которые демонстрируют эффективность психодрамы в плане достижения изменений в жизни участников. На данный момент особый акцент делается на изучении влияния атмосферы безопасности и доверия в группе и эффективности фазы обмена опытом.
В этом подходе много внимания уделяется достижению определенного уровня доверия и формированию ощущения безопасности, и поэтому консультанты обычно проводят предварительный скрининг, подготавливая участников к терапевтическому процессу. Предварительное обследование играет очень важную роль, потому что оно позволяет выявить степень открытости членов группы к проработке тех проблем и моментов, которые являются особо чувствительными лично для них. Если в ходе обследования выясняется, что человек еще не готов к участию в сеансах психодрамы, с точки зрения этики терапевт обязан перевести его на формат индивидуальной работы. И процесс формирования терапевтической группы с подбором индивидуумов, которые впишутся в коллектив и смогут эффективно взаимодействовать друг с другом, может занять довольно много времени.
Опытный (эмпирический) компонент психодрамы может потребовать довольно долгой «разминки» для формирования достаточной степени доверия и создания такой атмосферы, в которой членам группы будет комфортно выражать в действиях какие-то аспекты своей жизни и сохранять спонтанность и открытость. Эти условия являются необходимыми для проработки имеющихся проблем, трудностей и испытаний. От консультанта обычно требуется умение одновременно использовать множество специализированных навыков и умений, облегчающих процесс формирования доверия и обеспечивающих органичный и техничный переход к управлению драматическим представлением.
В процессе применения психодрамы может возникнуть еще одна проблема, и это – конфиденциальность. Групповой формат работы подразумевает необходимость обсуждения вопросов конфиденциальности с членами группы, и специалист должен работать над тем, чтобы события, проигрываемые на сеансах психодрамы, оставались в рамках группы и ни в коем случае не выходили наружу. В начале курса психодрамы каждый участник подписывает соглашение о конфиденциальности. Однако на данный момент не существует законодательных актов, предписывающих определенные наказания за нарушение такого соглашения. Если член группы разглашает информацию группы, терапевт обычно организует сбор группы для того чтобы совместно принять решение о дальнейших действиях – оставить этого участника в группе или перевести его на другую программу терапии или к другому терапевту. Любая потенциальная угроза конфиденциальности может повлиять на уровень доверия и безопасности внутри группы, снижая эффективность психодрамы для всех участников.