Опросник Ахенбаха для исследования особенностей поведения
Опросник Ахенбаха для исследования особенностей поведения
- 17.05.2023
- Сообщение от: Денис Семенов
На данный момент существуют две версии этого контрольного списка:
1. Опросник для дошкольников – предназначен для детей в возрасте от 18 месяцев до 5 лет.
2. Опросник для школьников – предназначен для детей в возрасте от 6 до 18 лет.
КАК ВЫГЛЯДИТ ОПРОСНИК
Этот опросник в основном используется для выявления и понимания проблемных моделей поведения. Родитель или опекун читает предложенные утверждения и оценивает их истинность по шкале Лайкерта, на которой 0 означает “неверно”, 1 – “отчасти верно”, и 2 – “полностью соответствует истине”. Опросник для детей школьного возраста состоит из 120 вопросов, а опросник для дошкольников – из 100. Вопросы сгруппированы по категориям поведения – интернализированные модели поведения и проблемные модели (например, проявления агрессии). И вот пример формулировки этих утверждений: “Поведение не соответствует возрасту и является слишком инфантильным”. Утверждения, предназначенные для учителя и для ребенка, во многом похожи – то есть этот опросник позволяет сравнить информацию из нескольких источников и рассмотреть ее в разных контекстах.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ДИАГНОСТИКЕ
Лист наблюдения за поведением ребенка включает множество утверждений, относящихся к разным категориям, и поэтому он позволяет провести глобальную и всестороннюю оценку проблемных моделей поведения, которая позволит произвести своевременное вмешательство при наличии каких-то ограничений в возможностях к обучению, расстройств психического здоровья и других подобных проблем. Клинический специалист оценивает результаты согласно количеству баллов, набранных при ответе на все вопросы, а потом составляет подобную таблицу, характеризующую каждую область поведения. Баллы, набранные по каждому аспекту, могут быть охарактеризованы как “нормальные показатели”, “пограничные показатели” или “клинические показатели”. Пограничные показатели могут потребовать внимательного наблюдения или своевременного вмешательства для предотвращения появления проблем в будущем, тогда как при наличии клинических показателей часто требуется лечение – прохождение курса психотерапии или назначение медикаментов. Если определенные модели поведения классифицируются как нормальные, но у родителей постоянно возникают проблемы с ребенком, или они считают эти модели поведения ненормальными, клинический специалист может вмешаться и помочь родителю развить навыки и умения, позволяющие справляться с происходящим, а также скорректировать свои ожидания и закрепить в сознании более разумные и подходящие представления.