Лоуренс Кольберг (1927-1987) психолог
Лоуренс Кольберг (1927-1987) психолог
- 17.05.2023
- Сообщение от: Денис Семенов
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Лоуренс Кольберг родился 25 октября 1927 года в Бронксвилле, Нью-Йорк. Он поступил в Чикагский университет, и благодаря высоким оценкам на экзаменах его освободили от многих обязательных курсов. В итоге он получил степень бакалавра всего за год. В 1958 году он получил степень доктора философии в Чикагском университете. В своей диссертации он изложил результаты своих исследований морального выбора подростков, и именно эти исследования подтолкнули его к тому, что он выбрал моральное и этическое развитие молодёжи в качестве основной темы своей работы.
В 1959 году Кольберг начал работать в Йельском университете на должности доцента кафедры психологии. В 1962 году он вернулся в Чикагский университет в качестве доцента (старшего преподавателя). На протяжении нескольких лет он занимал должность адъюнкт-профессора и директора Программы психологической тренировки для детей при университете. До конца своей карьеры – с 1968-го по 1987 год – он занимал должность профессора психологии образования и социальной психологии в Гарвардском университете.
В 1955 году Кольберг женился на Люси Стигберг. У пары родились двое сыновей. Кольберг умер в 1987 году – он явно и очевидно покончил жизнь самоубийством после длительной борьбы с депрессией в сочетании с болезненными симптомами заражения тропическим паразитом, которого он подхватил в Белизе в 1971 году. Он припарковал машину, оставил в ней документы, удостоверяющие личность, а потом шагнул в ледяные воды Бостонской бухты.
ВКЛАД В ПСИХОЛОГИЮ
Модель морального развития Кольберга, состоящая из нескольких стадий, основана на теории развития, разработанной швейцарским психологом Жаном Пиаже (которая тоже предполагала прохождение нескольких стадий). Кольберг расширил рамки двух стадий Пиаже, выделив шесть стадий морального развития. Он заявлял о том, что корректные и правильные моральные рассуждения, и установки играют значимую роль в процессе принятия решений, связанных с моралью. В итоге корректные выводы и умозаключения приводят к реализации моделей поведения, соответствующих нормам морали и этики. Кольберг считал, что человек переходит с одной стадии морального развития на другую по мере прохождения определённых этапов когнитивного развития.
Теория морального развития Кольберга включает три уровня и шесть стадий:
– Доконвенциональная мораль
- Стадия 1: послушание и наказание – ребёнок мотивирован на избегание наказания, и способности к моральным рассуждениям проявляются либо очень слабо, либо не проявляются вовсе.
- Стадия 2: индивидуализм и обмен – на этой стадии человек концентрируется на реализации собственных интересов (в том числе интереса к самому себе), в то же время признавая то, что разные люди по-разному смотрят на происходящее.
– Конвенциональная мораль
- Стадия 3: поддержание межличностных отношений – на этой стадии человек делает особый акцент на важности проявления доброты и заботы по отношению к окружающим и реализации “хороших” моделей поведения; также эта стадия подразумевает концентрацию на получении одобрения.
- Стадия 4: закон и порядок – человек концентрируется на соблюдении общественных норм и правил и делает особый акцент на ценности законов в контексте человеческого существования. На этом этапе человек может искренне верить в то, что законы созданы для того чтобы защищать людей, и считать их нарушение неправильным и недопустимым. На четвёртой стадии морального развития люди в основном концентрируются на сохранении порядка в обществе и соблюдении культурных норм.
– Постконвенциональная мораль
- Стадия 5: социальный договор – на этой стадии развития человек стремится внести свой вклад в жизнь всего общества в целом и сделать лучшее из того, на что он способен. Также он делает особый акцент на проявлении уважения по отношению к индивидуальным правам. Люди, находящиеся на обеих стадиях постконвенциональной морали, скорее всего, будут поддерживать гражданское неповиновение.
- Стадия 6: универсальные принципы – на этом этапе человек концентрируется на достижении и поддержании универсальной справедливости и законности, и его особенно волнует честность и этичность происходящего. Люди, находящиеся на этой стадии морального развития, верят в демократию и в то же время поддерживают неповиновение несправедливым законам.
Для определения текущей стадии морального развития того или иного индивидуума Кольберг разработал специальные моральные дилеммы, которые должен разрешить испытуемый. Например, дилемма может выглядеть так: “Мужчина украл лекарства для своей больной жены – прав ли он в данном случае? Как вы можете охарактеризовать его поступок?”. Кольберг утверждал, что лишь немногие люди достигают пятой и шестой стадии морального развития – большинство доходит лишь до четвёртой стадии.
КРИТИКА И ПРОТИВОРЕЧИЯ
Кольберг предполагал, что женщины часто находятся на более низкой стадии морального развития по сравнению с мужчинами, однако психолог Кэрол Гиллиган поставила это заявление под сомнение. Гиллиган утверждает, что женщин больше интересуют вопросы заботы, сопереживания и эмпатии, а не правосудия или справедливости. Она разработала альтернативную шкалу, во многом похожую на шкалу Кольберга, и показала, что женщины тоже могут достичь продвинутых уровней морального развития, и в этом плане они ничем не отличаются от мужчин.