Игровая терапия
Игровая терапия
- 20.09.2021
- Сообщение от: Денис Семенов
>Игровая терапия помогает наладить общение, освоить коммуникативные навыки и умения, исследовать подавленные мысли и эмоции, переработать неразрешённые травмы и активизировать процесс личностного роста и развития. Эта методика получила повсеместное признание, и она считается эффективным терапевтическим подходом, приемлемым с точки зрения развития.
ИСТОРИЯ И РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ
Некоторые из ранних теорий и методик игровой терапии больше не практикуются, и они могут считаться неприемлемыми согласно данным последних исследований и сегодняшним этическим стандартам, но они все же сыграли определённую роль в процессе продвижения игровой терапии к той точке, в которой она стала самостоятельным терапевтическим подходом. К фигурам, которые сыграли ключевую роль в развитии этого вида терапии и внесли в него значительный вклад, относятся:
- Гермина Хуг-Хельмут, которая считается первым психоаналитиком, начавшим работать с детьми, и первым специалистом, применившим игру в качестве терапевтической методики. В 1921 году она представила общественности формальный алгоритм применения игровой терапии. Она предоставляла своим маленьким пациентам полную свободу самовыражения и все необходимые для этого материалы, и она продвигала использование игры в процессе анализа при работе с детьми.
- Мелани Кляйн, которая использовала игру как инструмент анализа, а также как средство вовлечения ребенка в терапевтический процесс. Кляйн верила в то, что игра предоставляет полезные озарения, позволяющие лучше понять механизмы работы детского подсознания.
- Дэвид Леви, который в 1938 году разработал терапевтический подход под названием «терапия освобождения». В рамках этой структурированной методики терапевт поощрял маленького пациента, пережившего травму, свободно играть так, как ему захочется. Затем специалист постепенно вводил материал, связанный с травмирующим событием, помогая ребёнку вновь пережить стрессовый инцидент и высвободить любые непроработанные эмоции или действия.
- Джозеф Соломан, который использовал подход под названием «активная игра» для работы с детьми, склонными к демонстративному непослушанию и вызывающим моделям поведения. Эта методика была основана на идее о том, что выражение в игре таких эмоций, как страх и гнев, позволяет сформировать модели поведения, более приемлемые с социальной точки зрения.
- Анна Фрейд, которая представила теоретические аргументы, обосновывающие использование игры для налаживания позитивных отношений между ребёнком и терапевтом – в таких условиях специалист мог получить доступ к мыслям и эмоциям ребёнка и процессам, происходящим внутри его сознания.
- Карл Роджерс, который в 1940-ых и 1950-тых годах занимался разработкой человекоцентрированного подхода. Эта методика делает особый акцент на важности проявления искренности и принятия в терапевтических отношениях, а также на необходимости достижения определённой степени доверия.
- Вирджиния Экслайн, которая разработала недирективную игровую терапию. Этот подход представляет собой адаптацию методики Роджерса и имеет форму игровой активности, которая в большей степени подходит для работы с детьми.
- Роджер Филлипс, который в начале 1980-тых годов выдвинул идею о сочетании когнитивной и игровой терапии. Когнитивно-поведенческая игровая терапия использовалась для работы с детьми всех возрастов, начиная с двух лет.
ПРИНЦИПЫ НЕЙРОНАУКИ, ДОКАЗЫВАЮЩИЕ ВАЖНОСТЬ ИГРЫ
Несмотря на то, что игра часто считается всего лишь способом развлечения, который больше подходит детям, результаты научных исследований говорят о том, что она играет критически важную роль в процессе здорового развития ребёнка. Мозг новорожденного состоит из миллиардов клеток, однако этим молодым клеткам недостает комплексной нейронной взаимосвязанности, которая является характеристикой зрелого человеческого мозга, способного на полноценное функционирование. Открытия в области нейронауки указывают на то, что рост мозга по большей части происходит в первые пять лет жизни ребёнка, и игровая активность вносит значительный вклад в налаживание связей между нейронами, которые играют важную роль в ключевых сферах жизни ребенка – таких, как обучение, социальное и эмоциональное развитие, а также формирование памяти.
Игра считается особенно важной для здорового развития тех детей, которые в прошлом пережили стрессовые события или травмирующие инциденты. Как правило, травмирующий опыт влияет на те области мозга, которые отвечают за невербальные проявления – к ним относится гиппокамп, амигдала и мозговой ствол. Коммуникативные навыки человека и его способность перерабатывать неоднозначную информацию и решать проблемы регулируется лобными долями мозга. В итоге ребенку, пережившему травму, может быть не так уж и просто сообщить другим людям о том, что он нуждается в помощи. Физические активности и ролевые игры, ассоциирующиеся с игровой терапией, доказали свою эффективность в качестве способа перемещения травмирующих воспоминаний и ощущений из участков мозга, отвечающих за невербальные процессы, в его лобные доли.
КАК РАБОТАЕТ ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ?
Ребенок, столкнувшийся с непростыми и неоднозначными переживаниями и какими-то проблемами, часто прибегает к вызывающим моделям поведения и проявляет открытое неповиновение, либо он начинает реализовывать неподходящие и неуместные модели. Родители были бы рады ему помочь, но зачастую им весьма непросто предложить ему эффективную помощь и поддержку – или они в принципе не способны это сделать, потому что не знают, как, – особенно если у ребенка нет желания и готовности обсуждать проблему, или он не способен выразить свои чувства. Игровая терапия считается одним из самых полезных средств помощи детям с эмоциональными или поведенческими проблемами. Эта методика подходит людям всех возрастов, но особенно полезной она окажется для детей до 12 лет – она изначально предназначалась именно для этой возрастной группы. Типичный сеанс продолжается 30-45 минут, и работа может вестись как индивидуально, так и в группе.
Терапевт создает атмосферу безопасности и комфорта, в которой ребенок может свободно играть с минимальным количеством ограничений. Это пространство для консультирования часто называют «игровым пространством», и оно оборудуется набором специально подобранных игрушек, которые воодушевляют ребенка на выражение чувств и эмоций и формирование более здоровых моделей поведения. Взаимодействие ребенка с игрушками становится символическим монологом, который позволяет терапевту выявить специфические чувства и эмоции, вызывающие трудности у маленького пациента, и те проблемы, которые он не может выразить в вербальной форме.
В ходе терапии могут использоваться такие игрушки, как песочница с миниатюрными фигурками, конструктор Лего или другие подобные наборы, различные костюмы и прочие маскарадные атрибуты, мягкие игрушки в виде животных, куклы, кукольный домик с миниатюрной мебелью, марионетки, спортивное оборудование и другие игры и предметы, предназначенные для использования в помещении. Специалист также может включить в терапевтический процесс такие техники, как работа с глиной, терапевтическое рассказывание историй, музыка, танцы и другие двигательные активности, драматическая игра/проигрывание по ролям и креативная визуализация.
Поначалу маленькому пациенту дают полную свободу действия, позволяя ему играть так, как ему хочется. Через какое-то время терапевт начинает вводить в терапевтический процесс специфические предметы или игровые активности, связанные с проблемами этого ребенка. Игровая терапия может дать целый ряд полезных преимуществ – таких, как активизация и усиление креативности, исцеление последствий пережитой травмы, облегчение выражения эмоций, развитие позитивных навыков и умений, необходимых для принятия решений, закрепление новых моделей мышления и поведения, освоение навыков и умений, необходимых для решения проблем, развитие и совершенствование социальных навыков и умений и облегчение выражения личных проблем и тревог в процессе коммуникации.
Игровая терапия может быть директивной и недирективной. Недирективная игровая терапия основана на идее о том, что оптимальные терапевтические условия, подразумевающие свободу самовыражения в ходе игры, позволяют ребенку самостоятельно найти решение своих проблем. Этот подход не является интрузивным, так как терапевт выдает маленькому пациенту минимальное количество инструкций и рекомендаций по поводу того, как именно он должен играть. Директивная игровая терапия подразумевает больший вклад со стороны терапевта, и она основана на идее о том, что инструкции специалиста позволяют гораздо быстрее достичь результата.
ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
Игровая терапия также может использоваться для работы с подростками и взрослыми людьми. С возрастом люди часто утрачивают игривость и способность к легкому и непредвзятому исследованию самих себя. Терапевты, специализирующиеся на игровой терапии, могут напомнить подросткам, взрослым и даже пожилым клиентам об этом умении и научить их в полной мере использовать ценность игры в своих целях. Выяснилось, что игривое и непринужденное исследование улучшает когнитивные и физические модели. И результаты множества исследований в области нейрофизиологии и молекулярной психологии подтверждают ценность и значимость игровой терапии как терапевтической методики, подходящей для всех людей без исключения – даже для тех, кто давно вышел из детского возраста. Все больше экспертов и организаций занимаются исследованием игровой терапии и ее продвижением, основываясь на идее о том, что элемент игры очень важен для любого возраста.
Выяснилось, что игра создает оптимальные условия для обучения, улучшает отношения, а также позитивно влияет на состояние здоровья и общее самочувствие. Взрослые и дети, вовлеченные в игровую терапию, имеют множество вариантов выбора – они могут обратиться к игре на уровне тела, к игре с песком, игре с мечтами и сновидениями, игре с природой, социальной игре, игре фантазии (различные варианты игр из серии «давай притворимся»), а также к творческим играм, рассказыванию историй и вокальной игре. Игровая терапия может использоваться для проработки целого ряда проблем и трудностей, присутствующих у взрослых людей – особенно когда она становится частью более широкой программы лечения, включающей другие методики. Одно из самых значительных преимуществ этого вида терапии заключается в том, что в комфортной и безопасной атмосфере игры взрослый может найти новый подход к решению серьёзных проблем.
Игровая терапия может использоваться для лечения следующих состояний и расстройств (у детей и взрослых):
- Деменция
- Переживание горя и тяжелой утраты
- Посттравматический стресс
- Обсессии и компульсии
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности
- Проблемы с настроением
- Тревожность
- Депрессия
- Нарушения в процессе развития
- Остановка эмоционального развития
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ
Игровая терапия доказала свою эффективность в качестве терапевтического подхода, подходящего для людей всех возрастов – хотя несовершеннолетние лучше всего реагируют на эту форму лечения. Для достижения максимальной эффективности терапевты могут воспользоваться несколькими общими рекомендациями и практическими советами.
В ходе работы с ребёнком терапевт может предоставить дополнительную терапию для взрослых, играющих ключевые роли в жизни этого ребенка. Специалист обычно концентрируется на улучшении психического здоровья и активизации психосоциального развития, и при наличии такой необходимости он разъясняет план лечения самому клиенту или законным опекунам ребенка, проходящего терапию. Терапевты также могут координировать процесс лечения с врачами или другими специалистами сферы здравоохранения, заботясь о том, чтобы благополучие ребенка оставалось основным приоритетом в лечении. Если по ходу терапевтического процесса ребенок позволяет себе неуместные прикосновения к специалисту, ему нужно объяснить маленькому пациенту важность проявления уважения к телу каждого человека, задокументировать это событие, а потом обсудить ситуацию с законными опекунами ребенка как можно скорее – как только появится такая возможность. Возможно, терапевту также потребуется принять определенные меры для устранения дискомфорта и смущения у ребёнка или взрослого, проходящего лечение.