Групповая терапия это
Групповая терапия это
- 28.09.2021
- Сообщение от: Денис Семенов
>
КОМУ ПОДХОДИТ ГРУППОВАЯ ТЕРАПИЯ?
Групповая терапия может помочь в достижении самых разных терапевтических целей и проработке самых разных проблем и состояний. Иногда терапевт рекомендует групповую терапию гораздо настойчивее, чем другие виды лечения – либо потому, что такой подход больше соответствует личностным особенностям данного конкретного пациента, либо потому, что он является оптимальным для решения его специфической проблемы. Групповая терапия может оказаться полезной для людей с психическими проблемами, затрудняющими функционирование в повседневной жизни. В некоторых других случаях у человека нет каких-то серьёзных проблем и трудностей, но он все же ищет поддержки или хочет освоить полезные навыки и умения, и такой человек тоже может получить массу полезных преимуществ от групповой терапии.
И вот какие проблемы и состояния могут прорабатываться на сеансах групповой терапии:
- Зависимость
- Домашнее насилие или неподобающее обращение
- Развод
- Тревожность
- Проблемы с коммуникацией
- Трудности в исполнении родительских обязанностей
- Проблемы, связанные с едой и моделями пищевого поведения
- Проблемы с управлением гневом
- Горе и скорбь от тяжёлой утраты
И здесь нужно помнить о том, что терапевт может и не сразу предложить такой вариант, как групповая терапия – возможно, потому, что он понимает: многим людям не так уж и просто делиться своими личными проблемами с целой группой посторонних людей, особенно на начальных этапах терапии.
РОЛЬ ГРУППОВОЙ ПРОРАБОТКИ В ЛЕЧЕНИИ
Во многих случаях групповая терапия дополняет приём медикаментов, индивидуальную терапию или какие-то другие виды лечения. Возможно, сейчас вы сомневаетесь в том, что в принципе возможно проработать какие-то проблемы в комнате, полной незнакомцев, но на самом деле групповая работа может дать массу полезных преимуществ.
В группе человек может получить полезный совет и узнать, как другие люди справляются с затруднительными и проблемными ситуациями. Кроме того, группа также может дать социальную поддержку в тяжёлые времена. У каждого члена группы свой собственный, уникальный опыт, и это разнообразие может подтолкнуть человека к выработке каких-то новых стратегий сохранения хорошего психического здоровья. К тому же когда вы слушаете рассказы людей об их личных переживаниях, вы можете по-другому посмотреть на собственные мысли и открыть для себя новые перспективы. Зачастую работа в группе помогает человеку успокоиться и дарует комфорт и умиротворение, которое становится следствием осознания того, что он не одинок.
Групповая терапия отличается от групп поддержки и работы сообществ из серии “помоги себе сам”. И основное отличие заключается в том, что на каждом сеансе групповой терапии присутствует как минимум один квалифицированный терапевт. Во время сеансов специалист обучает группу техникам и стратегиям, подкреплённым результатами исследований. Другие виды работы в группах не гарантируют присутствия терапевта, который способен разъяснить определённые понятия, научить людей специфическим навыкам и умениям и создать оптимальные условия для их практической отработки.
ПСИХООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ГРУППОВАЯ ТЕРАПИЯ ИЛИ ГРУППОВАЯ ТЕРАПИЯ, ОРИЕНТИРОВАННАЯ НА ПРОЦЕСС?
Существует много разных видов терапевтической работы в группах, однако в большинстве случаев используется один из двух основных подходов – психообразовательная групповая терапия или групповая терапия, ориентированная на процесс.
- Группы с психообразовательным уклоном занимаются просвещением, предоставляя своим членам информацию по специфическим темам. Также они могут учить людей более здоровым навыкам и умениям, позволяющим справляться с происходящим. Занятия в таких группах проводятся квалифицированным терапевтом, который ставит цели и задаёт сеансу определённое направление. В данном случае связям между членами группы уделяется не так много внимания, потому что терапевт выдаёт большую часть контента через преподавание, инструкции и рекомендации. В этом виде групповой терапии специалист играет роль учителя.
- Группы, ориентированные на процесс, концентрируются на совместных переживаниях и групповом опыте. В ходе групповой дискуссии терапевт действует скорее, как посредник, а не как преподаватель или инструктор. Он действует мягко и осторожно и не стремится стать центром всеобщего внимания. В таких группах люди ведут групповые дискуссии и принимают участие в совместных активностях, и все это дарует членам группы ощущение принадлежности и помогает им повысить уровень уверенности. В групповой терапии, ориентированной на процесс, сама группа несёт ответственность за ход сеанса.
Некоторые индивидуумы хотят освоить определённые навыки и умения (например, научиться воспитывать детей и должным образом исполнять родительские обязанности, обрести способность заботиться о других или овладеть эффективными стратегиями борьбы со стрессом), и они могут получить массу полезных преимуществ от психообразовательной групповой терапии. Людям, стремящимся к личностному росту и развитию или переживающим какой-то переходный этап в жизни (к примеру, развод, старение или выход на пенсию), подойдёт групповая терапия, ориентированная на процесс.
КАК ВЫГЛЯДИТ ТИПИЧНЫЙ СЕАНС ГРУППОВОЙ ТЕРАПИИ?
Работа в группе обычно ведётся одним или двумя терапевтами, специализирующимися на групповой терапии. Группа обычно включает от 6 до 12 человек. Размер группы может варьироваться, и все же групповая терапия может оказаться чуть менее эффективной в группе большей численности.
Обычно группа собирается каждую неделю на 1-2 часа, и в ходе сеанса прорабатываются специфические проблемы и заботы, общие для членов этой группы. Рекомендуется проводить как минимум 6 сеансов групповой терапии, однако многие люди посещают терапевтические группы на протяжении целого года. Групповая терапия может проводиться в разных условиях – в общественном центре, в кабинете терапии, в больнице или библиотеке, в церкви или даже в доме одного из членов группы. В некоторых случаях сеансы групповой терапии дополняют индивидуальную работу с терапевтом. Люди, которые уже проходили психотерапию в прошлом, могут выбрать групповую терапию в качестве единственного метода проработки проблем.
В большинстве случаев группа собирается в тихой комнате. Члены группы рассаживаются по стульям, которые расставлены так, чтобы каждый член группы мог видеть всех остальных. В начале сеанса происходит знакомство – каждый человек может представиться и поделиться проблемой, которая подтолкнула его к поиску терапии, – либо на этом этапе участники обсуждают свой прогресс. Виды групповой активности зависят от стиля работы терапевта и целей группы. Некоторые терапевты заранее составляют план урока для каждого сеанса. Некоторые другие предпочитают вести дискуссии в свободной форме, без определённого плана.
Встречи терапевтической группы могут быть открытыми или закрытыми:
- В открытых группах новые члены могут присоединиться к группе в любой момент.
- В закрытых группах все члены группы присоединяются к группе в одно и то же время, и на сеансы могут приходить только они.
Казалось бы, гораздо проще присоединиться к открытой группе, но в этом случае новым членам, возможно, придётся потратить больше времени на знакомство с остальными участниками сеанса. Что касается закрытых групп, в них люди знакомятся друг с другом в одно и то же время, но желающим проходить терапию в закрытой группе иногда приходится довольно долго ждать формирования группы, соответствующей их целям и интересам.
АКТИВНОСТИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАМКАХ ГРУППОВОЙ ТЕРАПИИ
Активности, используемые в рамках групповой терапии, нацелены на активизацию и поддержание коммуникации, помощь в развитии доверия и создание условий для личностного роста. Эти занятия могут наводить на размышления и стимулировать диалог – например, это может быть чтение или рассказывание историй. Также эти занятия могут предполагать физическую вовлеченность, или это могут быть упражнения, ориентированные на командную работу. Для облегчения знакомства членов группы и создания возможности узнать друг друга поближе в неформальной обстановке используются так называемые техники-“ледоколы” (помогающие “растопить лёд” в общении).
В рамках групповой терапии также используются физические активности, требующие совместной работы для достижения поставленной цели – к примеру, танцы или приготовление пищи. Такие упражнения также нацелены на формирование уважения и доверия. Такие активности, как рисование, живопись, драматическое искусство и исполнение музыки, используются для активизации творческого самовыражения. Ролевые игры, вылазки на природу и другие игровые занятия нацелены на усиление и углубление доверия между членами группы. Все эти занятия также могут помочь участникам повысить уровень уверенности в себе и в других людях за рамками терапии.
КАК ПОЛУЧИТЬ МАКСИМУМ ПОЛЬЗЫ ОТ ГРУППОВОЙ ТЕРАПИИ
Поначалу перспектива прохождения терапии вместе с другими людьми может показаться пугающей, но со временем многим людям становится все проще и легче принимать участие в групповой работе. Люди, которые полностью вовлекаются в групповые занятия и активности, обычно получают максимум пользы и преимуществ от работы в группе.
Если вы заинтересованы в этом виде лечения, вам стоит проконсультироваться с терапевтом или врачом общей практики, который подскажет, как выбрать группу, оптимально подходящую именно для вас. Вы также можете найти информацию об имеющихся терапевтических группах в больнице или медицинском центре.
Выбирая терапевтическую группу, стоит обратить внимание на следующие моменты:
- Размер группы
- Проблемы, прорабатываемые в группе
- Объем информации, которым вы готовы поделиться с членами группы
- Будет ли групповая терапия единственным видом лечения, или она дополнит какую-то другую методику?
- Вы хотите присоединиться к открытой или закрытой группе?
- Вы хотите обратиться к психообразовательной групповой терапии, или вам больше подойдёт группа, ориентированная на процесс?
ЭТИКА ГРУППОВОЙ ТЕРАПИИ
Потенциальный член группы имеет право ознакомиться с правилами группы, целями группы и методиками, используемыми в работе, на самой первой встрече с терапевтом. Правила, касающиеся конфиденциальности, тоже нужно обсудить ещё до начала работы.
Все члены группы должны дать своё согласие на соблюдение конфиденциальности и неразглашение личной информации о других членах группы и содержании сеансов. Они не могут обсуждать персональные истории членов группы с другими людьми без разрешения источника информации.
Важно помнить о том, что соглашения о конфиденциальности не носят абсолютного характера. Закон обязывает терапевтов сообщать властям о намерении пациента причинить вред самому себе или кому-то ещё.
Терапевт, работающий с группой, должен создавать и поддерживать рабочую атмосферу, подразумевающую уважение и соответствующую правилам профессиональной этики. Он должен предотвращать любые проявления дискриминации, сексуальных домогательств или моделей поведения, которые причиняют дискомфорт другим членам группы, могут быть расценены как домогательство или представляют угрозу для окружающих. Также терапевт несёт ответственность за отсутствие предвзятости и поспешных суждений и следит за тем, чтобы эти сеансы приносили пользу всем участникам.
ИСТОРИЯ ГРУППОВОЙ ТЕРАПИИ
Групповая терапия стала популярной в годы Второй мировой войны, потому что в то время наблюдался недостаток специалистов в области психического здоровья, которые могли бы лечить психические проблемы и расстройства, связанные с участием в боевых действиях и прочими эффектами военного времени. Однако исследования силы группы начали проводиться за несколько десятилетий до войны. В 1895 году французский эрудит Густав Лебон опубликовал книгу “Толпа: изучение популярного сознания”. В этой книге Лебон представил свою идею о том, что группа оказывает непосредственное влияние на поведение присоединившегося к ней человека. Он пришёл к таким выводам, наблюдая за тем, как в толпе многие люди отказывались от своих личных интересов в угоду интересам группы, и в таких условиях они также в меньшей степени осознавали последствия своих действий. Самым известным сторонником групповой терапии можно назвать Ирвина Ялома, автора книги “Теория и практика групповой психотерапии”. Исследования Ялома сконцентрированы на том, как именно групповая терапия влияет на людей. Он также выявил факторы, способствующие исцелению в условиях групповой работы. Такие эксперты, как Зигмунд Фрейд, Якоб Морено, Эрик Берн и Карл Роджерс, также внесли весомый вклад в развитие этого подхода.