Джон Боулби (1907-1990) психолог и психиатр
Джон Боулби (1907-1990) психолог и психиатр
- 17.05.2023
- Сообщение от: Денис Семенов
РАННИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ
Эдвард Джон Мостин Боулби родился 26 февраля 1907 года в Лондоне. Он был одним из шести детей в семье, и его основным опекуном была няня. В те годы такая ситуация была абсолютно нормальной и типичной для британских семей высшего класса. Боулби очень мало взаимодействовал с матерью. Он сильно привязался к няне, и, возможно, именно поэтому у в будущем у него появился интерес к процессу формирования привязанности. Отец Боулби, сэр Энтони Альфред, имел титул баронета и был членом медицинской службы короля.
Когда Боулби было 4 года, няня покинула семью, и он глубоко переживал эту утрату. В возрасте семи лет его отправили в школу-интернат, и впоследствии он утверждал, что это учебное заведение негативно повлияло на его самочувствие и общее благополучие. Он считал, что разлука с семьёй в столь юном возрасте не является полезной и продуктивной для ребёнка – хотя в то же время он выдвигает теорию о том, что устранение дисфункционального домашнего окружения может пойти на пользу ребёнку более старшего возраста.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Боулби изучал психологию в Тринити-колледже в Кембридже – там он продемонстрировал выдающиеся академические достижения, окончив это учебное заведение с отличием. Он продолжил изучение медицины в больнице Университетского колледжа в Лондоне, и он также прошёл курс обучения в Институте психоанализа. После выпуска он начал работать психоаналитиком в Больнице Модсли. В годы Второй Мировой войны Боулби был членом Медицинского корпуса Королевской армии, и он продолжил свою работу в сфере медицины на должности заместителя директора Клиники Тэвисток. В 1950-тых годах он некоторое время работал во Всемирной организации здравоохранения консультантом по вопросам психического здоровья.
В Детской консультации-поликлинике в Лондоне Боулби начал исследовать проблемы, связанные с усыновлением и трудностями воспитания в приёмной семье – эта тема интересовала его больше всех остальных. Боулби уделял особое внимание сиротам, которые были разлучены со своими семьями в годы войны, и он также исследовал работы Анны Фрейд, Рене Шпица и Дороти Берлингем. За годы самостоятельных исследований Боулби разработал собственные теории привязанности и развития детей на основании личных наблюдений и выводов, сделанных на собственном опыте.
Боулби женился на Урсуле Лонгстафф, и они произвели на свет четверых детей. Он умер в 1990 году.
ВКЛАД В ПСИХОЛОГИЮ
Боулби тщательно исследовал влияние поколений на формирование привязанности и воздействие всех этих факторов на жизнь человека. Он верил в то, что модели поведения, связанные с формированием привязанности, представляют собой встроенные защитные механизмы, нацеленные на выживание – таким образом природа защищает младенца или маленького ребенка от потенциальной угрозы со стороны хищников. Согласно Боулби, дети с безопасной привязанностью к опекунам имеют все шансы выжить и дожить до взрослого возраста. Если родители не внушают доверия, создают ощущение ненадежности, позволяют себе неподобающее обращение или проявляют агрессию, плохо играя роль опекунов, у ребенка может сформироваться небезопасная привязанность. Боулби утверждал, что такая привязанность может повлиять на стиль формирования отношений в последующие годы жизни этого ребенка, на его манеру исполнения родительских обязанностей, а также на развитие соответствующих навыков и умений. То есть в стиле формирования привязанности есть элемент, относящийся к разным поколениям – причём родитель с небезопасной привязанностью потенциально может передать такую манеру формирования привязанности своему ребёнку.
Боулби верил в то, что качество психологического развития ребенка напрямую зависит от безопасности и функциональности его отношений с родителями или опекунами. Он считал, что привязанность начинает формироваться в младенчестве через налаживание связи между ребенком и самым внимательным из родителей или опекунов, чье присутствие ребенок ощущает в максимальной степени. Этой фигурой обычно становится мать, и поэтому большинство исследований Боулби сконцентрированы на отношениях между матерями и детьми. Эти первые отношения формируют фундамент для внутренних рабочих моделей ребенка, напрямую влияя на его мысли, чувства и ожидания, касающиеся отношений. Боулби тесно сотрудничал с Мэри Эйнсворт, которая была его студенткой и со временем стала его коллегой. В своих исследованиях она пошла ещё дальше, разработав тест “Незнакомая ситуация” для измерения степени привязанности ребёнка к его опекунам.
Теории Боулби, касающиеся лишения матери, были взяты на вооружение Всемирной организацией здравоохранения, и они поспособствовали радикальным изменениям в формате заботы о госпитализированных детях в Европе. Боулби подчеркивал важность связи матери и ребенка, которая напрямую влияет на психологическое благополучие последнего, и это понимание привело к пересмотру правил посещения и рекомендаций, касающихся лечения бездомных детей и сирот. Боулби считал, что большая часть информации, касающейся разлуки и сепарации у детей, является устаревшей и более неактуальной, и поэтому для формулировки теории привязанности и её разъяснений он использовал собственный опыт работы с сиротами и малолетними правонарушителями.
Работа Боулби включает многие элементы эволюционной биологии, и большая часть его рассуждений основывалась на этологии – изучении поведения животных. Его работы часто называют ранней формой эволюционной психологии. Его последняя книга, опубликованная уже после его смерти, называлась “Чарльз Дарвин: новая жизнь” – она представляет собой биографию Чарльза Дарвина. В этой книге рассматривается таинственная болезнь, от которой Дарвин страдал в последние годы жизни, и автор рассуждает о том, что эти симптомы вполне могли быть психосоматическими по своей природе.
НАСЛЕДИЕ
Исследования Боулби широко освещались в научно-популярной литературе, и они легли в основу концепции “родительства, основанного на привязанности” – именно так этот стиль назвал педиатр Уильям Сирс. Он всячески продвигал этот стиль исполнения родительских обязанностей, частично основанный на исследованиях Боулби: в данном случае родители концентрируются на формировании безопасных, стабильных привязанностей, используя такие подходы, как грудное вскармливание, частые физические контакты и совместный сон.