Дмитрий Узнадзе (1886-1950) психолог
Дмитрий Узнадзе (1886-1950) психолог
- 17.05.2023
- Сообщение от: Денис Семенов
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Дмитрий Николаевич Узнадзе родился 2 декабря 1886 года в Кутаиси, в Западной Грузии. Из-за участия в революции 1905-го года его исключили из высшей школы, и он сбежал в Швейцарию, а потом переехал в Германию, где он учился вместе с Вильгельмом Вундтом в Лейпцигском университете. В 1909 году Узнадзе получил степень доктора философии, написав диссертацию на тему “Владимир Соловьёв: эпистемология и метафизика”.
Узнадзе вернулся в свой родной город и начал преподавать историю, психологию и логику в высшей школе. Он настаивал на пользе совместного обучения мальчиков и девочек, и он также инициировал создание школы для девочек Синатл с облегчённой программой. В 1915 году Узнадзе стал директором этой школы.
Переехав в Тбилиси в 1917 году, Узнадзе начал работать вместе с другими грузинскими учёными и философами над основанием Тбилисского государственного университета (ТГУ). ТГУ является старейшим университетом в Кавказском регионе. Узнадзе возглавлял кафедру психологии в ТГУ более 40 лет, до самой своей смерти. Также он стал членом-учредителем Национальной академии наук Грузии, и он был директором Института психологии почти девять лет. В 1946 году он получил звание Заслуженного деятеля науки Грузии за свои достижения в этой области знаний.
На протяжении всей своей карьеры Узнадзе был знаменит, его считали выдающимся академическим деятелем и часто приглашали для выступлений, произнесения речей и чтения лекций. Он умер в 1950 году и был похоронен в саду ТГУ.
ВКЛАД В ПСИХОЛОГИЮ
Узнадзе был философом и специалистом в области экспериментальной психологии, и он повлиял не только на грузинскую и российскую психологию и философию – его влияние прослеживается также в европейских и американских научных школах. Узнадзе внес значительный вклад в развитие теории установки – это поведенческая теория, специфичная для восточноевропейской психологической школы, согласно которой каждый психологический процесс строится на специфическом наборе условий. Этот набор называется “системой установок”, и он готовит человека на психологическом уровне к выдаче определённой реакции на ту или иную ситуацию – и здесь речь идёт не только о действиях, но и моделях поведения и личностных проявлениях. Влияние этого набора установок распространяется как на мыслящее сознание, так и на подсознание. Этой теме Узнадзе посвятил две свои публикации – “Теория отношения и установки” и “Психология установки”. Эти работы были переведены с грузинского только в 1960-тых годах.
Исследования Узнадзе в области человеческого поведения и психологических аспектов подсознания проложили путь для инноваций в сфере изучения и понимания психических процессов, связанных с обработкой жизненного опыта. В теории установки подсознание играет центральную роль, и из-за этого взгляды Узнадзе часто сравнивали с идеями Зигмунда Фрейда, который тоже делал особый акцент на человеческом подсознании. Однако многие эксперты считают, что довольно трудно провести аналогию между экспериментальной психологией Узнадзе и стандартным психоанализом Фрейда.
Узнадзе не только активно изучал психические процессы, но и внес значительный вклад в сферу образования, применив в ней результаты своих психологических исследований. Во время своей преподавательской деятельности в Тбилиси он сформулировал теоретические принципы образовательной философии, основанной на вере в то, что мудрость представляет собой результат достижения высшего уровня интеллектуального и духовного осознания, на котором человек может оперировать минимальными исходными данными. Он изучал влияние возраста на механизмы мышления и воздействие этих механизмов на различные психологические характеристики. Узнадзе твердо верил в то, что детям нужно предоставлять возможность для ведения активных и креативных дискуссий, в ходе которых они смогут овладеть искусством обучения и получения новых знаний.
В рамках своего гуманистического подхода он уделял много внимания поискам цели и смысла, особо подчеркивая важность наличия смысла в жизни. Он считал, что каждый человек без исключения способен найти свою личную цель и свой персональный смысл. Большинство публикаций Узнадзе посвящено социальной философии, а также первичному и в то же время окончательному смыслу человеческой жизни в контексте общества. Узнадзе верил в то, что для обретения счастья и удовлетворения от жизни человек должен стремиться к реализации в рамках культуры, посвятив себя достижению высшей цели – только в этом случае его жизнь будет значимой и осмысленной. Также он разделял смысл и значение жизни человека в контексте общества и смысл и значение жизни человека как отдельного индивидуума, акцентируя внимание на том, что осмысленная жизнь должна иметь значение как для самого человека, который ее проживает, так и для общества, в котором проживает этот человек. Узнадзе не одобрял любые попытки группы (какой бы она ни была) полностью ассимилировать своих членов, растворяя их в групповом единстве. Он считал, что каждый человек должен иметь право выбирать персональные культурные склонности и устремления, и самостоятельно строить свою судьбу так, как он сам пожелает. Узнадзе также был преданным любителем поэзии, и он верил в то, что многие философские понятия и концепции находят наилучшее выражение именно в стихах.