Что такое поведение
Что такое поведение
- 17.05.2023
- Сообщение от: Денис Семенов
ЧТО ТАКОЕ ПОВЕДЕНИЕ?
Поведение – это общее понятие, используемое во всех разделах психологии. Как правило, для сохранения текущего положения дел или активизации изменений от человека требуются определенные действия – которые могут быть эмоциональными, социальными или физическими.
Поведение человека находится под влиянием множества различных факторов, включая:
Идентичность человека, реализующего модель поведения
Желаемый исход или обстоятельства, которые он хочет привнести в свою жизнь
Понимание рамок и границ допустимого
Компетентность, знание дела, арсенал навыков и умений
Необходимые процедуры
Результат – который может соответствовать желаемому исходу или не совпадать с теми обстоятельствами, которые человек хотел привнести в свою жизнь
Черты характера и особенности личности этого человека
Важность и значимость этой модели поведения
Многие исследователи верят в то, что генетика и окружающая среда тоже играет важную роль в формировании и реализации определенных моделей поведения.
ПОВЕДЕНИЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ
Поведение часто является основным критерием, определяющим состояние психического здоровья, и многие физиологические, социальные, когнитивные и эмоциональные факторы оказывают очень мощное воздействие на наши модели поведения. Хорошее состояние психического здоровья часто ассоциируется с функциональными и продуктивными моделями поведения, которые также можно охарактеризовать как позитивные и полезные для самого человека.
Напротив, при наличии какого-то негативного влияния человек может проявлять дисфункциональные модели поведения, не способствующие адаптации, и эти модели даже могут оказаться вредоносными для самого человека – особенно если у него есть определенные проблемы на уровне психического здоровья. Временные, преходящие поведенческие проблемы могут появляться у людей всех возрастов, однако подобные трудности могут быть особенно явными и заметными в детском и подростковом возрасте. Временное проявление дисфункциональных моделей поведения, не способствующих адаптации, может указывать на то, что ребенок или подросток находится под влиянием стрессовых стимулов, и их необходимо проработать.
К самым распространенным поведенческим проблемам, которые могут возникнуть у детей и молодых людей, относится:
Неподобающее обращение с другими людьми, домашними животными или даже с самим собой, которое может быть опасным и представлять непосредственную угрозу
Акты вандализма
Регулярные истерики или ссоры
Враждебное отношение к фигурам, наделенным властью и авторитетом, и реализация соответствующих моделей поведения
Воровство, кражи
Постоянная или компульсивная ложь
Недостаточное усердие в учебе или достижении каких-то академических целей
Манкирование учебой или работой, прогулы
Курение, употребление алкоголя и/или запрещенных веществ в раннем возрасте
Сексуальная активность в раннем возрасте
Дети с поведенческими проблемами находятся в группе риска с высокой вероятностью развития таких состояний и расстройств психического здоровья, как:
Тревожность
Депрессия
Зависимость от каких-то веществ
Суицидальные наклонности
ПОВЕДЕНИЕ И ТЕРАПИЯ
На сегодняшний день существует множество различных видов терапии, которые могут помочь людям, желающим адаптировать или модифицировать определенные аспекты своего поведения. Многие люди, заметившие за собой негативные, контрпродуктивные или вредоносные модели поведения, могут получить преимущества от исследования своего поведения и выявления потенциальных причин возникновения этих проблем под руководством квалифицированного специалиста в области психического здоровья.
Гипнотерапия доказала свою эффективность в лечении целого ряда проблем с психическим здоровьем, а также обучении новым моделям поведения. Преимущества гипноза в том, что он помогает быстрее получить желаемый результат и оказывается более доступным, чем долгие и дорогостоящие методы психотерапии.
НЕДОСТАТОЧНОЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ, КАСАЮЩИХСЯ ЗДОРОВЬЯ
Среди основных проблем системы здравоохранения США, существующих на сегодняшний день, выделяются две специфические проблемы, создающие наибольшее напряжение и давление, и это – недостаточное удовлетворение психических и поведенческих потребностей, касающихся заботы о здоровье, у юных американцев, воспитывающихся в приемных семьях, и у пожилых американцев, проживающих в домах престарелых и других специальных учреждениях.
Многие специалисты в области психического здоровья верят в то, что постоянное и последовательное присутствие в жизни ребенка или подростка по крайней мере одного родителя или опекуна, дающего поддержку и подпитку, является критически важным для сохранения здоровья – в том числе на поведенческом уровне. Считается, что наличие определенной рутины, структуры и разумных ожиданий, а также повседневное проявление любви и поддержки со стороны родителей и опекунов в разы повышает шансы ребенка на здоровое развитие и процветание – и такая точка зрения завоевала широкую популярность и стала общепринятой. Дети, воспитывающиеся в детских домах и приемных семьях, чаще переживают травмирующие события. Стресс от глобальных перемен в жизни, необходимость справляться с тяжелой утратой или разлукой и постоянное присутствие ощущения общей неопределенности и неуверенности в будущем может оказать очень мощное негативное влияние на общее состояние психического здоровья такого ребенка. И все же воспитанники детских домов и дети, проживающие в приемных семьях, гораздо реже получают необходимую психологическую помощь и заботу из-за частых перемен и переездов, невозможности выразить такое желание или дать свое согласие, а также из-за проблем со страховкой – все эти факторы могут значительно ограничить доступ к необходимой поддержке.
Необходимость расширения спектра услуг в сфере охраны психического здоровья пожилых людей тоже постоянно растет и очень ярко проявляется в последние годы. У этой части населения часто наблюдаются такие проблемы и трудности, как чрезмерная тревожность, злоупотребление алкоголем, депрессия, суицидальные наклонности, болезнь Альцгеймера и деменция. Согласно данным Американской психологической ассоциации, только 4 % всех психологов специализируются на геропсихологии – разделе психологии, который концентрируется на процессе старения и клинической заботе о людях преклонного возраста. Только 39 % психологов сообщили о том, что они работают с людьми от 65 лет и старше хотя бы раз в неделю.