Б.Ф. Скиннер (1904-1990) психолог
Б.Ф. Скиннер (1904-1990) психолог
- 17.05.2023
- Сообщение от: Денис Семенов
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
Беррес Фредерик Скиннер родился 20 марта 1904 года в Пенсильвании. Изначально он интересовался писательством, и он переехал в Нью-Йорк для того чтобы поступить в Колледж Гамильтон, в котором он получил степень бакалавра по английской литературе. Колледж Гамильтон оказался не очень подходящим для Скиннера – студенты этой школы должны были ежедневно посещать часовню, а Скиннер был атеистом. В своих статьях он часто критиковал это учебное заведение и его администрацию. И критика популярной и общепринятой идеологии оставалось любимым занятием Скиннера на протяжении всей его жизни.
Скиннер заинтересовался психологией и записался в программу специализации при Гарвардском университете. В 1931 году он закончил ее прохождение со степенью доктора философии в области психологии. Скиннер был научным сотрудником при Национальном исследовательском совете на протяжении года, и вплоть до 1936 года он проводил исследования в Гарварде. Он занимал должность преподавателя в Университете Миннесоты. С 1945-го по 1948-ой год Скиннер преподавал психологию в Индианском университете, и, начиная с 1948-го года вплоть до выхода на пенсию в 1974-том году, он был профессором Гарварда.
Скиннер стал не только выдающимся академиком и ученым, но и плодовитым автором. К самым известным его работам относится книга “По ту сторону свободы и достоинства” и произведение “Второй Уолден” – вымышленный отчёт о культуре, в которой доминируют идеи бихевиористов. Книга “Вербальное поведение” не получила широкого признания на момент её публикации, но с годами она завоевала широкую читательскую аудиторию. В 1990 году Скиннер получил Награду за достижения всей жизни от Американской психологической ассоциации. В 1991 году он стал Выдающимся членом Общества повышения уровня мастерства, которое вручило ему Награду за выдающиеся профессиональные достижения. И одним из самых приметных вознаграждений стала награда Академии ресурсов и развития, которая в 1997 году включила Скиннера в Зал славы учёных.
ВКЛАД В ПСИХОЛОГИЮ
За свою долгую карьеру Скиннер развил множество теорий и реализовал целый ряд различных намерений, и он остается одной из самых известных и в то же время самых неоднозначных фигур в психологии. Его бихевиористские теории все еще вызывают горячие споры и дебаты, и они повлияли на множество сфер и областей – от образования до дрессировки собак. Скиннер исследовал подкрепление и усиление проявления определенных моделей, и его выводы повлияли на дальнейшее развитие бихевиоризма. Он делал особый акцент на изучении негативного и позитивного подкрепления и его воздействия на поведение. Он верил в то, что его бихевиористские теории могут спасти человечество от самого себя и настаивал на том, что позитивное подкрепление может стать эффективным средством формирования политического и социального поведения граждан. Согласно его теориям радикального бихевиоризма, внутренние модели восприятия основываются не на психологическом осознании, а скорее на физических особенностях, проявляющихся на уровне тела.
Среди множества изобретений Скиннера самым неоднозначным и вызывающим наибольшее количество споров является устройство под названием “воздушный бокс”, которое он создал в те годы, когда он преподавал в Индианском университете. Это устройство создавалось как вспомогательное средство для воспитания детей, и оно представляло собой ящик с контролируемой температурой, звукоизоляцией и стерильной атмосферой. Предполагалось, что нахождение в этом боксе стимулирует независимость ребенка, одновременно минимизируя дискомфорт. Ещё одно знаменитое изобретение Скиннера известно широкой публике под названием “бокс Скиннера”, и оно предназначается для проведения “оперантного обусловливания” – это манипуляция моделями поведения посредством их подкрепления. Например, животное, находящееся в этом боксе, получает вознаграждение на малейшие проявления желательной модели поведения, и объем этих вознаграждений увеличивается по мере того, как оно все ближе подходит к завершению и закреплению нужной модели.
Скиннер провел масштабное исследование, посвященное использованию подкрепления в преподавании. Последовательное подкрепление подразумевает постоянное и планомерное выражение подтверждения и одобрения, которое становится вознаграждением за правильное или желательное поведение. В итоге Скиннер обнаружил, что эта методика является непрактичной и не особо эффективной. С другой стороны, подкрепление, выдающееся с определенным интервалом (так сказать, согласно определенному расписанию), как правило, способствует постепенному и неуклонному совершению изменений. Интервал выдачи подкрепления может быть фиксированным, либо эти временные промежутки могут варьироваться – то есть расписание выдачи подкрепления может быть четко установленным или плавающим. Альтернативный способ выдачи интервального подкрепления представляет собой выдачу вознаграждения по равновесному расписанию – после определенного количества эпизодов проявления желательной реакции. И в этом случае расписание тоже может варьироваться – если выдача подкрепления зависит от среднего количества эпизодов проявления желательной реакции. Скиннер пришел к выводу о том, что варьирующееся расписание, как правило, способствует формированию большей сговорчивости и послушания и обеспечивает лучшее соблюдение правил – особенно если вознаграждение выдается достаточно часто. Например, человек, дрессирующий собаку, может давать ей вознаграждение в среднем через каждые пять эпизодов проявления послушания, – но при этом количество заданий, которые выдаются в промежуток времени между эпизодами подкрепления, может варьироваться.