Альберт Эллис (1913-2007) психолог
Альберт Эллис (1913-2007) психолог
- 17.05.2023
- Сообщение от: Денис Семенов
РАННИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ
Альберт Эллис родился в 1913 году в Питтсбурге, штат Пенсильвания. Его отношения с родителями были отстраненными и не отличались особой эмоциональной связанностью. Он описывал свою мать как эгоистичную женщину, сосредоточенную исключительно на самой себе. Кроме того, она постоянно боролась с биполярным расстройством. Несмотря на наличие собственных проблем со здоровьем, Эллис помогал воспитывать младшего брата и сестру до тех пор, пока он не покинул дом, уехав поступать в Городской университет Нью-Йорка.
Он закончил университет в 1934 году со степенью бакалавра в сфере бизнеса, после чего он начал сразу две карьеры – одну в сфере бизнеса и вторую в области писательства. Он не добился особых успехов в художественной литературе, и вскоре он сменил тему и начал писать о человеческой сексуальности. В 1942 году он поступил в Педагогический колледж Колумбийского университета с целью получить степень доктора философии в области клинической психологии. Во время учебы он опубликовал несколько статей, в которых он жестко критиковал популярные в то время тесты на определение типа личности. Эллис утверждал, что только Миннесотский многоаспектный личностный опросник (MMPI) является ценным и обоснованным с научной точки зрения.
Эллис отличался болезненной скромностью и застенчивостью, и он очень сильно боялся выступать на публике. В 19 лет он бросил сам себе вызов, поставив перед собой задачу завести разговор с сотней незнакомых женщин в Ботаническом саду Бронкса, с которой он успешно справился. И этот первый опыт целенаправленного достижения поведенческих изменений, скорее всего, оказал значительное влияние на формирование и развитие рационально-эмоционально-поведенческой терапии.
Эллис изучал разные психологические теории, включая труды Зигмунда Фрейда, и он был ярым сторонником психоанализа – как и большинство его современников. Он начал практиковать и работал преподавателем в Ратгерском и Нью-Йоркском университетах.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Альфред Адлер, Карен Хорни и Эрих Фромм оказали значительное влияние на взгляды и представления Эллиса – именно их идеи побудили его поставить под сомнение эффективность психоанализа. Собственный опыт, исторические исследования и принципы современной философии в итоге подтолкнули его к решению отказаться от использования психоанализа в своей практике и заняться развитием новой формы психотерапии, которая будет в большей степени директивной и направляющей.
Он назвал свой терапевтический подход «рациональной терапией», и чуть позже переименовал его в “рационально-эмоционально-поведенческую терапию” (РЭПТ). Эту методику часто считают предшественницей когнитивно-поведенческой терапии. РЭПТ была нацелена на проработку моделей поведения и систем убеждений клиента. Поначалу подход Эллиса не получил широкого принятия, но это не помешало ему основать Институт рационального образа жизни в 1959 году.
В 1960-тых годах Эллис всерьез увлекся идеями сексуальной революции и атеизма. Его громкие заявления и яркие мнения касательно теологии, сексуальных отношений и терапевтических диагнозов вылились в публикацию нескольких книг, вызвавших жаркие споры и дебаты среди религиозных терапевтов и его современников. Эллис работал с многими практикующими религиозными специалистами, стремясь распространить и расширить применение РЭПТ. Однако в итоге он признал, что вера в любящего бога действительно может пойти на пользу и дать человеку множество психологических преимуществ. Со временем он несколько снизил тон и начал высказывать свои мнения в менее жесткой манере, но все же он так и остался вероятностным атеистом, который был твердо убежден в том, что возможность выбора представляет собой наилучший вариант с точки зрения психологии.
На протяжении большей части своей карьеры Эллис подвергался критике, но во второй половине его жизни и ближе к ее концу его теории все же были приняты психологическим сообществом. Когнитивно-поведенческие виды терапии были признаны рабочими методиками лечения, базирующими на научных основаниях и доказавшими свою эффективность, и именно Эллис считался основоположником этого движения. В 1970-тых годах Эллис основал «Школу жизни» для детей от 6 до 13 лет, в которой активно использовались принципы РЭПТ.
Эллис продолжал работать, исследовать и писать всю свою жизнь, даже после того, как ему стукнуло 90. Он умер в 2007 году.
ВКЛАД В ПСИХОЛОГИЮ
Самым известным достижением Эллиса является создание РЭПТ, которая стала основой для формирования когнитивно-поведенческой терапии (КПТ). РЭПТ не исследует переживания из детства и ранних лет жизни, она не подразумевает психоанализа, интерпретации сновидений и анализа отношений клиента с родителями и семьей. Целью РЭПТ является прямая и непосредственная проработка проблемных убеждений, которые привели к реализации пораженческих и вредоносных моделей поведения.
В 1958 году вышла книга Эллиса, впоследствии ставшая классикой. Эта книга называется “Секс без вины”, и она стала самой популярной книгой времён сексуальной революции. В этой книге пропагандировалось либеральное отношение к сексу, согласно которому секс представляет собой хорошую и приятную часть нашей жизни, приносящую нам массу удовольствия. Однако в своей книге “Гомосексуальность: причины и лечение” Эллис рассматривал гомосексуальность как патологическое состояние, которое можно вылечить с помощью психотерапии. Впоследствии он изменил свои взгляды и начал делать особый акцент на том, что гомосексуальность не является ни хорошей, ни плохой, а чувства и модели поведения, связанные с гомосексуальностью, проявляют сопротивление при попытках их трансформировать и изменить – даже с помощью терапии.
На протяжении жизни Эллис реализовал несколько своих способностей и выступал в нескольких ролях. Он был членом нескольких престижных психологических организаций и внес свой вклад в десятки научных журналов. Он получал хорошие отзывы, похвалы и награды от множества организаций за свой вклад в развитие психологии, и в свой 90-летний юбилей он даже получил поздравления по телефону от нескольких мировых лидеров.
Даже в возрасте 70 и 80 лет он продолжал практиковать. Он трудился упорно и неустанно, проводя семинары и участвуя в различных дискуссиях. Его жена помогала ему в написании некоторых статей, нацеленных на распространение РЭПТ. Он продолжал публиковаться и писать книги до самой своей смерти. Кроме того, он был популярным общественным комментатором, который вел активные дебаты с несколькими психологами, философами и политиками. Эллис считается одной из самых влиятельных фигур в истории психологии.