Альберт Бандура (1925-2021) психолог
Альберт Бандура (1925-2021) психолог
- 17.05.2023
- Сообщение от: Денис Семенов
РАННИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ
Альберт Бандура родился в провинции Альберта в Канаде, в маленьком городе Мандер. Он был младшим из шести детей, двое из которых умерли в юном возрасте – один из-за несчастного случая на охоте, а второй во время пандемии гриппа. Родители Бандуры были трудягами-самоучками, которые полностью отдавали себя упорной работе. Они привили ему радость от празднования самой жизни и сформировали у него понимание невероятной важности образования. Начальное образование Бандуры носило практический и исследовательский характер, потому что в школе, в которую он ходил, было всего два учителя, и набор учебных материалов был весьма ограниченным. Позже Бандура говорил о том, что эта ограниченность стала преимуществом и источником новых возможностей, потому что он был вынужден полагаться исключительно на собственное любопытство и ресурсы, доступные в окружающем мире. И все же в те годы он научился улавливать концепции и понятия, которые в будущем помогли ему еще больше расширить спектр своих знаний.
Закончив школу, Бандура отправился в Юкон для того, чтобы принять участие в работах по защите шоссе от разрушений грунта. После возвращения домой ему дали выбор: он мог остаться на ферме в удаленном от цивилизации малонаселенном городке, или он мог уехать и продолжить образование.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Бандура поступил в Университет Британской Колумбии и определил свою будущую карьеру в тот момент, когда он включил в свое расписание курс психологии. Он буквально влюбился в эту науку и получил степень бакалавра гуманитарных наук всего за три года. Также ему вручили Награду Болокан за достижения в области психологии. Он продолжил обучение в Университете Айовы, в котором он получил степень магистра гуманитарных наук и доктора философии.
В Университете Айовы Бандура учился у Кеннета Спенса, и его предыдущий наставник, Кларк Халл, тоже оказал на него значительное влияние. Бандура начал экспериментировать с образами, взаимным детерминизмом и репрезентацией. Он начал формировать набор теоретических и аналитических навыков и умений, и в итоге предложил психологам новый подход к оценке психических процессов, который выходил за рамки традиционной модели психоанализа. Бандура проходил краткосрочную стажировку в Центре обучения в городе Уичито, штат Канзас, и в 1953 году он начал преподавать в Стэнфордском университете, в котором он работает в данный момент. На сегодняшний день он имеет титул Почетного профессора этого университета.
ВКЛАД В ПСИХОЛОГИЮ
В начале своих исследований Бандура концентрировался на человеческой мотивации, мышлении и действиях. Он работал с Ричардом Уолтерсом над исследованием социальной агрессии. Его исследования концентрировались на моделировании поведения и сыграли большую роль в понимании обучения, основанного на наблюдении.
Самое известное из его исследований – это эксперимент с куклой Бобо. В этом исследовании принимали участие дети, и они становились свидетелями того, как взрослые проявляли агрессию по отношению к кукле. Результаты исследования показали, что дети проявляют агрессию тогда, когда эта агрессия была предварительно смоделирована взрослыми – но если ребенок видел, что взрослого наказывают за такое поведение, он проявлял меньшую склонность бить несчастную куклу. Результаты этого эксперимента часто цитировались противниками изображения насилия в СМИ, и они также были раскритикованы с точки зрения морали и этики с упором на то, что в ходе эксперимента дети становились свидетелями проявления насилия и подвергались воздействию подобных примеров, а это недопустимо. Бандура подчеркивал то, что процесс обучения ребенка проходит в социуме, и дети часто имитируют поведение других людей. Его измышления по этому поводу сложились в теорию социального обучения.
В основе социально-когнитивной теории Бандуры лежит холистическое (то есть целостное и всестороннее) рассмотрение познавательных процессов, происходящих в сознании человека, и их связанности с социальным осознанием и влиянием. Он делал особый акцент на том, что поведение определяется комбинацией побуждений, намеков, реакций и вознаграждений. Например, если ребенок испытывает сильнейшую тягу к сладкому, эта тяга может усилиться, если родитель ест конфеты и торты вместе с ребенком, либо если ребенка хвалят за то, что он ест конфеты – то есть он получает вознаграждение за эту модель.
Его теория моральной ответственности представляет собой ответвление его социально-когнитивной теории. Соблюдение моральных норм в поведении зависит от саморегуляции, но способности к саморегуляции должны активизироваться в социальном контексте. Бандура утверждает, что у человека есть выбор из двух вариантов – гуманная и негуманная модель действий. Человек выбирает негуманное поведение в том случае, когда он может оправдать подобные действия. Эти оправдания подразумевают определённый вид “когнитивной реструктуризации”, которая следует специфической модели. Одним из ключевых компонентов этого процесса является использование так называющих “дезинфицирующих” языковых средств, которые устраняют элемент жестокости из этого действия. Например, обозначение геноцида термином “устранение”, “ликвидация” или “этническая чистка” устраняет элемент грязи, жестокости и разрушения из этой модели поведения. К другим оправдательным методикам относятся моральные оправдания, социальное сравнение, освобождающее участников от моральных обязательств и снимающее с них персональную ответственность, минимизация причиняемого вреда, а также перекладывание ответственности на другого человека или группу людей. Обвинение или дегуманизация жертвы часто является ключевой составляющей негуманных действий и моделей поведения.
Бандура также разработал теорию самоэффективности. Самоэффективность – это вера человека в собственные способности. Бандура обнаружил, что если человек верит, к примеру, в то, что он может преодолеть свою фобию, он с большей долей вероятности справится с этой задачей и действительно победит этот страх. Понятие самоэффективности также сыграло ключевую роль в развитии психологии образовательного процесса: студенты, которые верят в то, что они смогут освоить определенные концепции или определенную дисциплину, гораздо чаще достигают этих целей.
Бандура опубликовал несколько книг, в которых приводились результаты исследования социально-когнитивных теорий, самоорганизации, саморегуляции и самоэффективности. Он получил множество наград, включая Премию Граумейера за достижения в области психологии, которая была вручена ему в 2008 году. Он вошел в список самых влиятельных фигур в современной психологии, в котором он стоит на четвертом месте после Скиннера, Фрейда и Пиаже. Бандуру часто называют “величайшим психологом из ныне живущих2.